07.10.2025

Морские профсоюзы учредили Форум моряков БРИКС

В Сальвадоре (Бразилия) прошел Первый учредительный Форум моряков стран БРИКС. В нем приняли участие представители морских профсоюзов Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, Египта, Эфиопии, Индонезии и Ирана. Интересы российских моряков представлял председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. 

Участники обсудили вопросы глобальной экономической ситуации в сфере торгового судоходства, а также разработали и приняли Сальвадорскую Декларацию за достойный труд в море и в защиту мира, учредив Форум моряков БРИКС, и три резолюции — «О защите национального каботажа и морского суверенитета стран БРИКС»; «О совместной защите прав моряков в условиях санкций, торговых конфликтов и глобальной напряженности»; «Об определении приоритетных вопросов, касающихся условий труда на борту судов, для совместной работы в рамках Дистанционной рабочей группы». Принятые в ходе работы документы формируют основу для выстраивания системной работы по защите национальных трудовых прав моряков и укреплению их роли в условиях становления многополярного мира. 

Сальвадорская Декларация за достойный труд в море и в защиту мира

Принято консенсусом в Сальвадоре 8 августа 2025 г.

О защите национального каботажа и морского суверенитета стран БРИКС

Предложение внесено: CONTTMAF, Бразилия; SUR (РПСМ), Россия; NUSI, Индия; KPI, Индонезия; IMMS, Иран; TCWUIF, Эфиопия


О совместной защите прав моряков в условиях санкций, торговых конфликтов и глобальной напряженности

Предложение внесено: CONTTMAF, Бразилия; SUR (РПСМ), Россия; NUSI, Индия; KPI, Индонезия; IMMS, Иран


Об определении приоритетных вопросов, касающихся условий труда на борту судов, для совместной работы в рамках Дистанционной рабочей группы

Предложение внесено: CONTTMAF, Бразилия; SUR (РПСМ) Россия; NUSI Индия; KPI Индонезия; IMMS Иран


За национальный флот и рабочие места

Одной из тем, которые обсуждались на форуме, стала защита каботажного судоходства в странах БРИКС. В частности, в России ситуация такова, что все больше иностранных судов с иностранными экипажами на борту получают разрешение на работу в каботаже и вовлекаются в процесс транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП). 

Несмотря на стратегическую важность СМП для России, отсутствие преференций для судов под российским флагом с отечественными экипажами привело к доминированию судов под удобными флагами. Это, в свою очередь, лишает профсоюз возможности эффективно защищать права моряков на этих судах. Кроме того, это противоречит принятой стратегии развития Северного морского пути, согласно которой перевозка добытых углеводородов должна осуществляться на судах российских владельцев, построенных в России, с российскими экипажами на борту. 

— Сегодня мы обладаем ограниченными возможностями влиять на подбор экипажей и условия их трудоустройства на флоте под иностранными флагами.  Поэтому мы смотрим на союз морских профсоюзов стран БРИКС с надеждой, видя в нем потенциал для выработки новых международных механизмов координации для усиления позиций национальных профсоюзов в отстаивании права моряков на рабочие места и достойные условия труда в каботажном судоходстве, — сказал председатель РПСМ Юрий Сухоруков. 

— Необходимо уважать каботажные перевозки каждой страны, отдавая предпочтение национальным судам и предоставляя рабочие места гражданам этих стран. Такая защита крайне важна для обеспечения своего населения продовольствием и необходимыми товарами, без внешней зависимости, особенно во время конфликтов, — считает президент конфедерации CONTTMAF и профсоюза морских офицеров SINDMAR в Бразилии Карлос Мюллер.  

В этой связи морские профсоюзы стран БРИКС договорились о выработке совместной политики, направленной на защиту национальных рынков труда и обеспечение достойных условий для моряков. В совместной резолюции «О защите национального каботажа и морского суверенитета стран БРИКС» участники форума подчеркнули, что страны БРИКС принимают собственную политику защиты каботажа, обязательную для признания и соблюдения другими странами, судовладельцами и моряками. Отмечая суверенное право каждого государства-члена БРИКС использовать в каботаже суда, принадлежащие национальным судовладельцам, плавающие под национальным флагом и с национальными экипажами, морские профсоюзы стран БРИКС заявили о поддержке морских профсоюзов Аргентины, правительство которой приняло меры дерегуляции этой деятельности без проведения социального диалога и без учета интересов работников национальной морской отрасли. 

Другими ключевыми пунктами принятого документа стали призыв к правительствам стран БРИКС установить критерии участия в морских перевозках в национальных водах, позволяющие убедиться, что флаг судна, судовладелец и экипаж действительно являются национальными; рекомендации правительствам по укреплению кадрового потенциала; создание Дистанционной рабочей группы для формирования принципов каботажа и морского суверенитета с тем, чтобы позже учредить Форум моряков БРИКС по политике каботажа.

Солидарность против санкций

Вторая резолюция «О совместной защите прав моряков в условиях санкций, торговых конфликтов и глобальной напряженности» осуждает негативное влияние санкций и конфликтов на безопасность и права моряков, в особенности препятствия, связанные со сменой экипажа, и в получении зарплаты, банковских услуг и виз в нарушение международно-признанных трудовых прав и прав человека.

Так, профсоюзы призвали Международную организацию труда (МОТ) и Международную морскую организацию (ИМО) разработать специальные меры для защиты моряков, которые становятся заложниками глобальных конфликтов. В резолюции подчеркивается, что такие меры должны защищать моряков, как гражданских лиц в соответствии с международным законодательством, независимо от флага или владельца судна. 

Лидеры морских профсоюзов также договорились о скоординированном представительстве интересов моряков в ключевых международных органах с требованием недискриминационного доступа моряков к социальным гарантиям и механизмам репатриации.

Для оперативного реагирования на возникающие угрозы будет создан постоянно действующий механизм кризисного реагирования и солидарности. Его задачами станут мониторинг нарушений, оказание экстренной правовой и гуманитарной помощи морякам, а также координация международных кампаний в их защиту.

Ответ на глобальные вызовы

Ключевые приоритеты для защиты прав моряков изложены в третьей резолюции «Об определении приоритетных вопросов, касающихся условий труда на борту судов, для совместной работы в рамках Дистанционной рабочей группы». В ней участники форума утвердили перечень приоритетных вопросов условий труда на судах для совместной работы созданной Дистанционной рабочей группы. Этот шаг направлен на выработку единой профсоюзной стратегии в ответ на общие вызовы, такие как автоматизация, энергетический переход и геополитическая нестабильность.

В документе подчеркивается, что новая рабочая группа станет платформой для постоянного сотрудничества, обмена успешным национальным опытом и разработки совместных действий по защите здоровья, безопасности и достоинства моряков. Ключевым направлением работы группы станет отстаивание интересов экипажей, оставленных без помощи в иностранных портах, а именно — повышение эффективности финансовых гарантий моряков в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве (КТМС-2006) и ответственности работодателей. 

Также рабочая группа сфокусирует внимание на участии профсоюзов в формировании морской политики, гарантирующей переобучение и защиту прав моряков в условиях перехода на новые виды топлива.

Морские профсоюзы БРИКС будут совместно добиваться повышения минимального состава экипажей для обеспечения достойных условий труда, — адекватного времени сна, обеспечение охраны труда, предупреждение усталости и управления рабочей нагрузкой всех членов экипажа. Особое внимание будет уделено продвижению антидискриминационной политики на борту судов.

В ответ на вызовы автоматизации планируется разработка законодательных инициатив, направленных на сохранение рабочих мест и соблюдение стандартов безопасности на автономных судах. Параллельно будет проводиться работа по устранению структурных барьеров и созданию инклюзивной политики для найма и карьерного роста женщин в морской отрасли.

Важным приоритетом станет обеспечение справедливого отношения к морякам при расследовании инцидентов, включая защиту от криминализации. Это направление предусматривает разработку механизмов правовой поддержки моряков в случаях аварий, исков или неправомерных действий государства порта.

Для эффективного продвижения интересов моряков будет развиваться тесная координация между морскими профсоюзами БРИКС в таких международных организациях, как ИМО, МОТ, и в глобальных профсоюзных федерациях стран БРИКС. Это позволит вырабатывать единые позиции и усилить переговорные возможности на глобальном уровне.

Сальвадорская Декларация провозгласила единую позицию морских профсоюзов стран БРИКС по широкому кругу вопросов. В документе профсоюзные лидеры выступили с ключевыми инициативами: гарантировать морякам достойный труд со справедливой зарплатой, безопасными условиями и социальными гарантиями, а также защитить морской суверенитет стран БРИКС и политику каботажа. Для практической реализации этих целей участники форума учредили Форум моряков БРИКС и договорились о создании Дистанционной рабочей группы, которые займутся координацией совместных действий и решением конкретных отраслевых проблем. 

Отдельно лидеры морских профсоюзов Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, Египта, Эфиопии, Индонезии и Ирана призвали к миру во всем мире. 

↑ 

Наверх