РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Труд судового повара — ответственный и непростой: вставать приходится рано, всегда требуется поддерживать безукоризненную чистоту на камбузе, а иногда готовить в шторм, при этом пища должна быть вкусной и правильно приготовленной, ведь от этого зачастую зависит и настроение, и хорошее самочувствие экипажа. Для комфортной работы повару нужны и соответствующие условия: полностью оборудованный камбуз и достаточное количество качественных продуктов. На судне Tanais Dream под флагом Белиза с этим были серьезные проблемы. Как рассказала инспектор труда РПСМ Ольга Ананьина, за последнее время из-за плохих условий труда — антисанитарии, просроченных продуктов и 40-градусной жары сменились две женщины-повара. Кипрский судовладелец игнорировал их жалобы, и лишь обращение в Российский профсоюз моряков помогло им добиться списания и выплаты зарплаты.
Так, повар Юлия продержалась на судне несколько месяцев, работая в крайне тяжелых условиях: ей приходилось мириться с неисправным холодильником, едва работающими плитами и сломанной системой вентиляции, из-за которой температура на камбузе достигала 40 градусов по Цельсию. По ее словам, экипаж жил в антисанитарных условиях, страдая от нашествия тараканов и отсутствия нормального водоснабжения.
— Кроме того, я работала одна за двоих — за повара и помощника по кухне. Мне категорически отказались делать за это доплату. Что касается зарплаты, мне сказали — деньги будут только в конце рейса, потому что «так принято». Меня это не устроило, — пожаловалась она.
Потеряв терпение, повар решила досрочно завершить контракт и обратилась в РПСМ. Профсоюз договорился с компанией по этому вопросу, и когда Tanais Dream зашел в Бразилию, повара списали. Однако путь домой стал новым испытанием: для нее был приобретен билет с одной из пересадок в США, хотя у россиянки не было американской визы. В результате из-за постоянной смены билетов репатриация заняла 5 суток — на протяжении этого времени помощь и поддержку ей оказывал профсоюз, полностью взяв на себя общение с судовладельцем. К слову, зарплату она тоже получила не сразу из-за проблем, возникших с электронным кошельком Ship Money. Для решения вопроса ей пришлось писать в службу поддержки платежной системы — профсоюз помог с переводом обращений на английский язык.
Ее преемницей на Tanais Dream стала Елена из Ростова — повар с 20-летним стажем работы на флоте. Она рассказала, что обычно перед заключением контракта тщательно проверяла отзывы о судовладельце, а в этот раз слепо доверилась рекомендациям знакомых.
— Было интересно сходить в дальний рейс. Но когда я увидела, в каком состоянии находится судно, захотелось сбежать. В каюте пол был залит непонятной липкой смесью, к которой прилипала обувь; раковина располагалась на уровне колен; постельное белье не подходило по размеру и было ужасного качества — такого я не видела за все годы работы на флоте, — поделилась она.
Оказавшись на камбузе, Елена, как и ее предшественница, обнаружила просроченные продукты и минимальный набор посуды. По словам повара, единственная кастрюля, в которой готовилась еда для 18 членов экипажа, весила 6 кг. «Из-за постоянной работы с такими тяжестями у меня начались серьезные проблемы со спиной», — пояснила Елена. Тогда же она обратилась в РПСМ с просьбой помочь списаться.
— В Неаполе я почувствовала себя совсем плохо, — продолжила она. — Тогда инспектор труда РПСМ Ольга Ананьин настояла на моем медицинском освидетельствовании. Капитан был вынужден отреагировать: на скорой помощи меня отвезли в больницу, где оставили одну — без сопровождения и переводчика.
Вернувшись на борт с медицинским заключением, Елена отказалась выходить на работу, после чего судовладелец списал ее с судна. Однако на этом испытания повара не закончились. Организованная компанией репатриация через Стамбул обернулась новыми трудностями: при вылете из Италии багаж Елены потеряли. В турецком аэропорту она осталась на двое суток без денег, средств гигиены и сменной одежды. Только благодаря помощи друзей, переславших деньги, ей удалось добраться до гостиницы и через некоторое время все-таки получить свой багаж.
Все это время компания отказывалась оплачивать две недели, которые Елена провела на судне по больничному листу. И только после очередного вмешательства инспектора труда РПСМ судовладелец выплатил повару заработную плату — $1449 и компенсацию за две недели нетрудоспособности — около $670.
— Выражаю искреннюю признательность Российскому профсоюзу моряков за помощь в списании и получении заработной платы, — сказала Елена. — Всем советую вступать в профсоюз и перед заключением контракта консультироваться о репутации потенциального работодателя.
Наверх
