РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Санкт-Петербурге прошел очередной IX съезд Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ). В его работе приняли участие делегаты, представляющие членские профсоюзы Федерации: Российский профсоюз моряков (РПСМ), Российский профсоюз докеров (РПД), Российский профессиональный союз работников морского транспорта (РПРМТ), Межрегиональный профсоюз лоцманов (МПСЛ), Профессиональный союз работников морского транспорта Республики Крым (ПРМТК) и четыре территориальные организации ФПРМТ. Председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков рассказал о работе, проделанной в отчетный период — 2020–2025 гг.: она была направлена на представление и отстаивание социально-трудовых прав работников морской отрасли; совершенствование действующего законодательства; развитие социального партнерства в целях разработки и заключения отраслевых и профессиональных соглашений, а также коллективных договоров; развитие сотрудничества между профсоюзами, входящими в ФПРМТ, и взаимодействие с профсоюзами, не входящими в Федерацию, с национальными профсоюзными объединениями.
Влияние пандемии и СВО
Нельзя не отметить, что на работу членских организаций ФПРМТ и соответственно самой Федерации в отчетный период повлияла пандемия коронавируса COVID-19 и специальная военная операция (СВО). В частности, вопрос смены экипажей оставался, пожалуй, самой главной проблемой в период пандемии. Как известно, моряки находились в рейсах дольше сроков своих контрактов, не могли своевременно вернуться домой, поскольку привычный процесс ротации экипажей был нарушен по всему миру. В связи с этим большая часть времени работы РПСМ уходила на решение вопросов с судоходными компаниями по смене экипажей. Так, к концу 2021 года при участии РПСМ были репатриированы 830 моряков, из них 57 человек — по медицинским показаниям.
Санкции, введенные против нашей страны после начала СВО, тоже серьезно отразились на работниках отрасли. Связано это не только с усугубившейся проблемой получения виз и перечислением заработной платы, но и откровенной русофобией, которую разгоняют политики ряда западных стран. В частности, Норвежское морское управление (NMA) пересмотрело свою практику в отношении найма российских капитанов на суда норвежского международного (второго) судового регистра (NIS), запретив нанимать капитанов из России на суда NIS. Подобные решения привели к сокращению найма российских моряков иностранными судовладельцами, а те норвежские компании, которые продолжают нанимать для работы на своих судах россиян, оказываются от заключения коллективных договоров с РПСМ.
С началом пандемии снизился и грузооборот российских морских портов, а санкции, введенные против России с началом СВО, еще больше повлияли на грузооборот, который до настоящего времени не достиг допандемийных показателей. Самое серьезное падение контейнерного грузооборота произошло на Северо-Западе: если Дальний Восток и Юг России продолжали работать с Азией и Турцией соответственно, то Северо-Запад в основном был связан с Европой — это 80% грузов.
При этом РПД, взаимодействуя с работодателями, удалось избежать сокращения докеров. Так, стивидорные компании Северо-Запада предпринимали различные меры, но не пошли на крайние — массовые увольнения: Первый контейнерный терминал вводил сокращенную рабочую неделю, на Бронке докеров отправляли в добровольно-принудительный простой за 2/3 от должностного оклада, часть предприятий действовали по ситуации. Например, АО «Нева-Металл», понимая, что прогноз по работе неутешительный, договаривалась с докерами о вынужденной приостановке работы за 2/3 от оклада, но всегда — с согласия самого работника.
Несмотря на трудности, деятельность ФПРМТ не прекращалась
В 2021 году был принят полностью переработанный Раздел X Трудового кодекса, касающийся охраны труда, и ФПРМТ активно участвовала в подготовке проекта закона и подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию, продвигая учет особенностей профессиональных групп работников, объединенных во входящие в Федерацию профсоюзы. Так, ФПРМТ направила в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений свои замечания и предложения к новой редакции проекта приказа Минтруда РФ «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев». Переиздание данного Положения было продиктовано принятием новой редакции Раздела X Трудового кодекса «Охрана труда»
Председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков объяснил, что неточные формулировки и необоснованная краткость давали возможность некорректно толковать процедуры расследования производственных травм с членами экипажей судов: «Замечания и предложения по доработке Положения были направлены на то, чтобы избежать двусмысленного толкования документа, а также на всестороннюю защиту интересов российских моряков, входящих в состав экипажей судов под флагом РФ. В частности, по предложению ФПРМТ была учтена ситуация, когда несчастный случай с моряком происходит не только на борту судна в свободное от вахты и работ время, но и вне судна при выполнении заданий по поручению капитана или судовладельца, а также на берегу в период отдыха во время стоянки судна в порту».
К слову, такие инциденты долгое время не подлежали расследованиям, но Федерация профсоюзов работников морского транспорта добилась включения соответствующей оговорки в документ.
Кроме того, ФПРМТ от имени Российского профсоюза моряков проделала серьезную работу, чтобы сохранить гарантии ответственности судовладельца перед моряками, предотвратив появление трехсторонних трудовых отношений в судоходстве.
В частности, в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) была введена ст. 8.1, регулирующая вопросы технического менеджмента. Она дает судовладельцу право поручить техническое управление судном техническому управляющему — юрлицу или индивидуальному предпринимателю, который в свою очередь по договору может исполнять обязанности судовладельца в рамках российского законодательства и международных договоров. Кроме того, были внесены изменения в статью 60 КТМ, которая устанавливает обязанности судовладельца по отношению к экипажу судна: предусмотрена возможность передачи техническому управляющему полномочий по осуществлению от имени судовладельца прав и обязанностей работодателя перед членами экипажей, в числе которых заключение трудовых договоров, выплата заработной платы, обеспечение безопасных условий труда.
— Самое главное для моряков, что исходя из используемой в изменениях формулировки «от имени судовладельца», именно он — судовладелец — остается для них работодателем, тем самым введенное регулирование не меняет его ответственности перед членами экипажей морских судов в трудовых отношениях. Судовладелец по-прежнему отвечает по морским требованиям судном, которое, например, может служить залогом выполнения обязательств по отношению к экипажу — возмещения заработной платы, расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию, — отметил Ю. Сухоруков.
Текущая работа
ФПРМТ постоянно использует механизмы и возможности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для представления интересов членов профсоюзов ФПРМТ. Например, действуя в интересах РПСМ, который активно участвует в работе Межведомственной комиссии по реализации в РФ Конвенции (2006) о труде в морском судоходстве (КТМС), ФПРМТ инициировала на площадке РТК рассмотрение некоторых вопросов, касающихся выполнения отдельных положений КТМС, которые, к большому сожалению, до нестоящего времени либо еще не нашли своего нормативного правового закрепления в действующем законодательстве РФ, либо на практике не выполняются в полной мере.
К их числу, в первую очередь, относятся требования КТМС о медицинском обслуживании моряков на борту судов и на берегу, некоторые положения которых до настоящего времени не отражены в действующем законодательстве РФ. Сейчас осуществляется работа по совершенствованию регулирования в части медицинских осмотров и медицинского обеспечения на морских судах. В частности, на основе мониторинга применения утвержденного приказа Минздрава России № 714н от 01.11.2022 о порядке медосмотров для работы на судне прорабатывается вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в данный приказ.
Одновременно, в настоящее время Минздравом России рассматривается вопрос о выделении из данного порядка медосмотров для работы на судне, а также из перечня противопоказаний для работы на судне требований для внутреннего водного транспорта в отдельные нормативные акты. В рамках данной работы предлагается прямо указать, что перечень противопоказаний для работы на судне распространяется и на морских лоцманов.
— Проводились консультации по вопросу создания реестра медицинских организаций, уполномоченных Минздравом России на проведение освидетельствования моряков, по итогам которых в Минздрав России были направлены предложения по критериям, которым должна соответствовать медицинская организация для включения ее в реестр признанных медицинских организаций, уполномоченных проводить медицинские осмотры моряков, — сказал председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков.
Также в рамках РТК ФПРМТ ставит вопрос об активизации работы рабочей группы при Минтруде России, созданной для проработки рекомендаций Международной организации труда, утвержденных Административным советом МОТ по жалобам Конфедерации труда России и Российского профсоюза моряков. Данные рекомендации остаются не исполненными Российской Федерацией. От реализации в российском законодательстве данных рекомендаций зависит эффективность функционирования системы социального партнерства в нашей стране.
К слову, РТК является и той площадкой, где профсоюзы могут заблокировать «инициативы», выгодные работодателям, по ревизии трудового законодательства. Например, в начале пандемии работодатели пытались инициировать принятие особенностей регулирования трудовых отношений, предложив предусмотреть значительные послабления в процедуре изменения условий трудовых договоров с работниками, сокращение срока уведомления о сокращении штата, расширение возможностей заключения срочных трудовых договоров. Однако данная инициатива была заблокирована благодаря единой позиции Федерации профсоюзов работников морского транспорта, Конфедерацией труда России (КТР) и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Донорам крови — законные льготы
В связи с тем, что ФПРМТ является основой для социального партнерства на федеральном уровне, председатель РПД Максим Колядинцев обратился к ФПРМТ за поддержкой по проблеме, с которой столкнулись члены РПД — доноры крови. Очень большое количество российских докеров, состоящих в профсоюзе, регулярно сдают кровь: несмотря на тяжелую работу — смены по 12 часов, они находят силы и время на сдачу крови для нуждающихся пациентов.
Как рассказал председатель Российского профсоюза докеров Максим Колядинцев, донорство крови и ее компонентов в первую очередь является социальной ответственностью работников и, конечно, немаловажно, что донорам предоставляются определенный льготы. Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ, в день сдачи крови донору положен оплачиваемый выходной и дополнительный день отдыха в течение года. Но для докеров эти гарантии часто не работают — работодатели нередко трактуют закон в свою пользу.
— Некоторые компании считают, что «день» — это календарные сутки. Это создает несправедливую ситуацию для докеров, работающих в ночные смены по 12 часов. Такая смена формально приходится на два календарных дня, и работодатель может засчитать ее как два дня отдыха, лишая сотрудника части положенной компенсации, — отметил председатель РПД.
В феврале 2025 года Верховный суд РФ разъяснил, что при сменном режиме работы день отдыха должен приравниваться к рабочей смене, а не к календарному дню. Это означает, что для оплаты дней сдачи крови и дополнительного выходного учитывается продолжительность конкретной рабочей смены сотрудника по графику.
Несмотря на это, многие компании продолжают использовать старую трактовку. По словам М. Колядинцева, РПД уже неоднократно подавал в суд, чтобы отстоять положенные докерам льготы. Яркий пример — победа профсоюза в Находке в этом году, где суд встал на сторону работников.
— Сейчас РПД выступает за внесение дополнения в ст. 186 ТК РФ, которое бы однозначно закрепило правило для сменных работников: день отдыха равен продолжительности смены, — подчеркнул М. Колядинцев. — И в этом мы рассчитываем на помощь Федерации профсоюзов работников морского транспорта. Тем более, что у нас есть положительный пример работы ФПРМТ в интересах докеров. Буквально в этом году был принят очень важный для нас документ, в который внесены все наши замечания и предложения, — Особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах.
Действительно, по вопросам регулирования особенностей режима рабочего времени и времени отдыха ФПРМТ приняла участие в переиздании особенностей для докеров, морских лоцманов, моряков и речников. В результате этой работы Минтрансом России приняты приказ от 14.03.2025 № 89 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте»; приказ от 04.03.2025 № 75 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы»; приказ от 30.04.2025 № 144 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта»; приказ от 30.04.2025 № 145 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания».
Молодежи — хорошую зарплату
Продуктивную работу ФПРМТ отметила и председатель Профсоюза работников морского транспорта Республики Крым (ПРМТК) Ирина Черненко. Она напомнила, что ПРМТК состоит в Федерации чуть более 10 лет:
— Это был очень сложный период, ведь, как известно, санкции ударили по крымским портам и крымчанам еще в 2014 году. Довольно сложно было не только удержать людей в профсоюзе, но прежде всего вообще сохранить рабочие места в морской отрасли Крыма. К сожалению, удалось сохранить не более половины — таковы обстоятельства, но я очень надеюсь, что в будущем нас ждет развитие, которое выразится в увеличении рабочих мест, хорошей оплате труда, дополнительных гарантиях в сфере охраны труда и росте наших профсоюзных рядов. Мы очень благодарны Федерации профсоюзов работников морского транспорта за помощь, которую нам оказывали, в том числе юридическую и материальную. Сейчас мы потихоньку встаем на ноги.
В настоящее время ПРМТК объединяет более 1000 членов профсоюза, работающих в морской отрасли полуострова, — Керчи, Евпатории, Ялты. Это работники Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (ГУП РК «КМП»), АО «Ялтинский морской порт» и Керченского филиала ФГУП «Научно-исследовательский и конструкторский институт испытательных машин, приборов и средств измерения масс» (ФГУП «НИКИМП»).
Ирина Черненко подчеркнула, что сегодня коллективные договоры действуют абсолютно во всех портах и организациях, охваченных членством в ПРМТК, а непосредственную помощь по их заключению оказала ФПРМТ. В первую очередь, это проведение переговоров и заключение коллективного договора с ФГУП «НИКИМП», а также помощь первичной профсоюзной организации Ялтинского морского торгового порта в проведении коллективных переговоров с АО «Ялтинский морской порт». По признанию Ирины Черненко, путь к заключению колдоговоров был достаточно сложный.
— После начавшейся в 2019 году реорганизации ГУП РК «Крымские морские порты» наступила необходимость заключать новые коллективные договоры, чтобы максимально защитить те дополнительные права и социальные гарантии, которые были у работников предприятия до реорганизации, — рассказала она. — Это был длительный процесс, потому что как профсоюз мы хотели сохранить гарантии, прописанные в прежних колдоговорах. Что-то удалось, что-то нет, но самое основное, о чем переживали наши люди, — материальная помощь на оздоровление к отпуску, размер оплаты труда, — мы зафиксировали в новых колдоговорах.
В направлении по улучшению условий труда ПРМТК ведет большую работу. «Мы очень хотим, чтобы люди получали более высокие зарплаты. Если говорить о ГУП РК «КМП», то там сохранились гарантии по оплате труда, которые были до перехода во ФГУП «НИКИМП». Сейчас ведется работа с руководством о том, чтобы повысить зарплату людям рабочих профессий — электрикам, докерам-механизаторам, механикам, сварщикам. В настоящий момент уже достигнута определенная договоренность, и мы очень надеемся, что люди будут довольны».
Ирина Черненко ожидает, что с повышением оплаты труда появится возможность привлекать молодежь. «Безусловно, ведется профориентационная работа, но этого не достаточно — все упирается в оплату труда. Если зарплата высокая, то и молодежь придет. Если оплата низкая, а работа в порту — тяжелая, то закономерно ощущается нехватка кадров. «Пока, к сожалению, средний возраст работающих людей в портах — более 40 лет», — отметила она.
Председатель ПРМТК возлагает большие надежды на социальное партнерство, тем более что у профсоюза налажен конструктивный диалог с работодателями:
— Если нет социального партнерства, то добиться для работников сверх того, что есть в Трудовом кодексе РФ, практически невозможно. Можно идти на конфликтные ситуации сколько угодно, все равно самое главное — это желание работодателей и профсоюзов, чтобы люди трудились в лучших условиях.
Заключать отраслевое не с кем
Продолжая тему социального партнерства, делегаты съезда обсудили возможность заключения отраслевого соглашения по морским портам. Проблема заключается в том, что существующее объединение «Ассоциация морских торговых портов» не является объединением работодателей. Ассоциация сознательно не привела свой устав в соответствие с законом «Об объединениях работодателей», который обязывает вести переговоры по заключению отраслевого соглашения.
Напомним, что раньше отраслевое соглашение заключалось в целом по отрасли морского транспорта, куда входили и порты, и судоремонтные заводы, и судоходные компании, но классификатор отраслей деятельности изменился, и к виду деятельности морской транспорт теперь относятся только непосредственно судоходные компании. Так, например, Российский профсоюз моряков и другие профсоюзы, представляющие интересы плавсостава, заключают отраслевое соглашение с Российской палатой судоходства, куда входят только судоходные компании, по виду экономической деятельности «морской транспорт».
Деятельность портов была выведена в отдельный вид экономической деятельности. В условиях, когда работодатели не желают создавать нормально функционирующие объединения и вести коллективные переговоры по заключению отраслевого соглашения, профсоюзы докеров остаются без социального партнера на федеральном уровне, поэтому ФПРМТ в интересах Российского профсоюза докеров, Российского профсоюза работников морского транспорт и Профессионального союза работников морского транспорта Республики Крым будет добиваться заключения отраслевого соглашения по морским портам.
Взаимодействие поможет преодолеть противоречия
Не последнюю роль в таких вопросах играет единая позиция профсоюзов. Председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков отметил, что в отчетный период укрепилось и улучшилось взаимодействие Федерации профсоюзов работников морского транспорта с Федерацией независимых профсоюзов России, чему способствует совместная работа в рамках Российской трехсторонней комиссии.
— По отдельным вопросам, обсуждаемым на РТК и рабочих группах РТК, наши позиции порой не совпадают, но по многим вопросам у нас есть взаимопонимание и единая позиция. Результатом этой работы является участие в разработке и подписании Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, — подчеркнул он.
Однако, несмотря на очевидный прогресс, вопрос консолидации профсоюзного движения в морской и речной отраслях остается открытым. В частности — по созданию единого представительного органа (ЕПО) для подписания Отраслевого Соглашения по подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта и образования Российской Федерации. В июле 2025 года его единолично подписал Профсоюз работников водного транспорта РФ с Федеральным агентством морского и речного транспорта. При этом Федеральное Отраслевое Соглашение по морскому транспорту на 2024–2027 гг. было подписано четырьмя общероссийскими профсоюзами, включая РПСМ и ПРВТ РФ, с Российской палатой судоходства.
По мнению ФПРМТ, такая позиция не может способствовать консолидации профсоюзного движения в морской и речной отраслях. ФПРМТ считает, что совместная работа профсоюзов по защите интересов трудящихся на всех уровнях поможет преодолеть существующие противоречия.
Дискриминационное условие
Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на принимаемые меры и усилия, отдельные вопросы ФПРМТ не удалось решить. В частности, в отчетный период из состава Федерации в ноябре 2024 года была исключена Территориальная профсоюзная организация «Мурманский траловый флот» в связи с фактическим прекращением деятельности. Причина банальна — многолетняя борьба организации за права моряков закончилась тем, что при очередной смене собственника новый работодатель рыбопромышленный холдинг «Норебо», известный своей антипрофсоюзной политикой, поставил перед моряками дискриминационное условие: работа в компании или членство в профсоюзе.
К слову, ранее при смене собственников аналогичные ситуации возникали, но если в предыдущих случаях ТПО «Мурманский траловый флот» удавалось договориться с прежними работодателями, то с руководством «Норебо» даже не удалось встретиться.
Председатель совета ФПРМТ Игорь Павлов отметил, что рычагов давления на работодателей, проводящих антипрофсоюзную политику, у профсоюзов нет: позиции профсоюзов в России ослаблены фактически запретительной процедурой объявления забастовок, что закреплено на законодательном уровне.
— У профсоюзов, которые сегодня образуют ФПРМТ, есть одна особенность — все они образовались в постсоветское время и были созданы именно по профессиональному признаку, — обратил внимание И. Павлов. — В тот период было другое законодательство: профсоюзы независимо от представляемой ими численности работников имели право на участие в коллективных переговорах, имели возможность организовывать акции и пикеты, объявлять и проводить забастовки, что и делали независимые профсоюзы в те годы. Но в 2002 году вступил в силу новый Трудовой кодекс Российской Федерации, который существенно ограничил права профсоюзов на проведение и заключение коллективных переговоров, так забюрократизировал процедуру объявления и проведения забастовки, что сделал проведение законной забастовки практически невозможным. Тем самым у небольших реально независимых профсоюзов отняли главное их оружие в борьбе с работодателем — забастовку. Сегодня власть не замечает «маленькие» профсоюзы, центр борьбы с баррикад переместился в «высокие» кабинеты Белого дома, и контакт профсоюзов с Правительством РФ возможен только через ФПРМТ.
Мы сильны, когда мы вместе
В заключение председатель Российского профсоюза работников морского транспорта Валентин Сиротюк отметил, что ФПРМТ проводит большую работу в интересах членских профсоюзов, не боясь поднимать на самом высоком уровне острые вопросы, которые требуют решения. Он предложил признать работу ФПРМТ за отчетный период удовлетворительной, отметив, что можно было бы и «хорошей», но поднимать планку выше «удовлетворительно» не принято.
Делегаты съезда признали работу ФПРМТ за отчетный период удовлетворительной.
Председателем ФПРМТ на следующие пять лет единогласно вновь избран Юрий Юрьевич Сухоруков, председателем Совета Федерации — Игорь Николаевич Павлов. Составы Совета ФПРМТ и Ревизионной комиссии ФПРМТ были обновлены.
В заключение IX съезда ФПРМТ председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта Юрий Сухоруков сказал:
— Отчетный период работы Федерации был достаточно трудным, полагаю, что впереди — тоже сложное время. Однако все годы своей работы ФПРМТ неукоснительно следовала одному принципу: «Мы сильны, когда мы вместе». Членские организации ФПРМТ не должны отступать от него и дальше. Даже несмотря на трудности, деятельность ФПРМТ, несомненно, будет продолжена, поскольку Федерация является основой для социального партнерства на федеральном уровне и необходима для обеспечения деятельности входящих в нее членских организаций. Преимущества совместной работы отраслевых профсоюзов очевидны: уже 30 лет организации, входящие в ФПРМТ, вместе помогают членам профсоюзов бороться за свои права, поддерживают друг друга, разделают поражения и победы.
Справка: ФПРМТ была создана 22 ноября 1995 года в целях консолидации действий морских профсоюзов, защиты и реализации прав и интересов моряков и работников морской отрасли, а также для укрепления профсоюзной солидарности трудящихся и профсоюзов морской отрасли. На сегодняшний день ФПРМТ является единственной общероссийской ассоциацией в морской отрасли России. В состав Федерации входят 2 общероссийских профсоюза (РПСМ, РПД), 2 Межрегиональных профсоюза (РПРМТ, МПСЛ), 1 республиканский (ПРМТК) и 4 территориальных организации ФПРМТ в Мурманске, Архангельске, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Представители всех этих организаций входят в состав Совета ФПРМТ. Численность членов профсоюзов — членских организаций ФПРМТ составляет 77621 человек. Благодаря статусу Общероссийской ассоциации профсоюзов ФПРМТ представлена в Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.
Наверх
