22.08.2025

Под удобным флагом не действуют национальные законы

21 августа технические инспекторы труда Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков посетили теплоход Glory V, работающий под флагом Панамы. Оказалось, что судно принадлежит китайской компании и его экипаж состоит из граждан Китая. Техинспекторы труда ДВРО РПСМ объяснили морякам, что регистрация судна в Панаме лишает их защиты по законам КНР и позволяет судовладельцу платить зарплату ниже минимальных  требований морских профсоюзов. 

Как пояснил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, в ходе проверки инспекторы установили, кто на самом деле владеет судном: хотя Glory V официально зарегистрирован на панамскую компанию, его фактическим оператором и судовладельцем, отвечающим за выплату зарплат, является китайская компания Glorious Youth Shipping Co Ltd из Шанхая. Регистровый владелец судна Glory V Co LTD — зарегистрирован по тому же адресу.

— Удивительно: китайский судовладелец, китайские моряки, а на судне поднят флаг государства Панамы. Китайские моряки даже не подозревали, что они находятся, по сути, на территории другого государства, где законы Китая не действуют, — рассказал председатель ДВРО РПСМ.

Так, инспекторы рассказали команде, что система дешевых флагов появились после Второй мировой войны. Именно тогда такие страны, как Панама и Либерия начали предоставлять иностранным судам возможность регистрации под своим флагом на крайне выгодных условиях. Это позволяло судовладельцам уходить от жестких требований своих национальных законодательств — в первую очередь, в области трудовых прав и налогообложения. Судовладельцы по разным причинам, но с одной целью  — извлечь прибыль, давали своему флоту фиктивное гражданство.

— Подобные послабления оказались настолько привлекательными, что к концу 40-х гг.  практика использования удобных флагов приобрела глобальный масштаб, — подчеркнул Н. Суханов. 

Он добавил, что морские профсоюзы нашли способ противостоять такой практике — через установление единых минимальных гарантий для моряков. Сегодня, согласно этим стандартам, заработная плата матроса первого класса на судне Glory V должна была быть  не меньше $1836, а минимальный размер компенсации в случае гибели моряка в период действия контракта составлять $110 тысяч.

— Однако на судне Glory V матросы первого класса получают лишь $1300, а в контракте и соглашении о найме не указана конкретная сумма компенсации в случае гибели моряка в рейсе. Это наглядный пример того, как судовладелец получает дополнительную прибыль за счет экипажа, — отметил председатель ДВРО РПСМ. 

Инспекторы рассказали морякам о договоренностях, достигнутых в феврале 2025 года в Нью-Дели между РПСМ и Всекитайским профсоюзом моряков. Двустороннее соглашение предусматривает проведение совместных проверок судов под удобными флагами в портах России и Китая, а также содержит требование к судовладельцам обеих стран о соблюдении минимальных стандартов условий труда моряков.

На основании этих договоренностей инспекторы РПСМ направили  китайскому судовладельцу официальное требование о приведении условий труда и уровня заработной платы на Glory V в соответствие с минимальными требованиями морских профсоюзов. 

Китайские моряки поблагодарили представителей РПСМ за поддержку. За правовой помощью последовала и человеческая забота: чтобы скрасить морякам день в Находке, им организовали экскурсию в Международный морской клуб.

Фото: ДВРО РПСМ

↑ 

Наверх