26.05.2025

В Макаровке запустили самый современный в мире тренажёр ледовой навигации

24 мая в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова состоялось торжественное открытие уникального навигационного тренажёра универсального атомного ледокола проекта 22220. В церемонии приняли участие генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, заместитель министра транспорта РФ Константин Пашков и ректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Сергей Барышников. Участники церемонии синхронно перевели ручки машинного телеграфа в положение «полный вперёд», символизируя запуск нового комплекса. 

— Сегодня мы делаем настоящий прорыв в подготовке кадров для Арктики. Во-первых, здесь будут проходить подготовку курсанты, получая практические навыки, сопоставимые с реальной работой на флоте. Во-вторых, плавсостав «Атомфлота» сможет регулярно повышать на этом тренажёре квалификацию, — подчеркнул генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв. —  И главное — благодаря соседству со штабом морских операций, который находится в этом же здании, мы получаем уникальную возможность моделировать любые ситуации, отрабатывая решения до их применения в реальных условиях. 

Новый тренажёр представляет собой точную цифровую копию левого крыла ходового мостика атомохода с полным набором систем — от навигационного оборудования до управления ядерной энергетической установкой «РИТМ-200».

— Это не просто тренажёр, а полноценный цифровой двойник реального ледокола. Мы воспроизвели всё до мелочей: расположение приборов, тактильные ощущения штурвала, даже отклик систем — всё полностью соответствует мостику ледоколов серии 22220, —пояснил директор Института ДПО ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, член Российского профсоюза моряков Сергей Айзинов.  

Главное отличие этого тренажера от обычных морских аналогов — его узкая специализация. Он создан исключительно для подготовки экипажей ледоколов проекта 22220,  часть которых уже работает в Арктике, а еще несколько — строятся на Балтийском заводе. Уникальные возможности комплекса позволяют курсантам отрабатывать самые сложные ледовые операции: буксировку судов, освобождение из ледового плена, разрушение льда корпусом и винтами, а также работу с балластной системой и различные варианты использования мощности реакторов.

— Благодаря тренажёру мы сокращаем время подготовки специалистов вдвое, — отметил капитан универсального атомного ледокола «Сибирь» Константин Келарев. — В Арктике, где каждая минута на счету, это критически важно. Теперь мы можем отрабатывать любые нештатные ситуации в безопасных условиях, прежде чем столкнуться с ними в реальном плавании.

По словам ректора ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Сергея Барышникова, особую ценность тренажеру придает его интеграция в единую сеть с пятью другими навигационными мостиками университета. Такое решение позволяет моделировать реальные условия работы на Северном морском пути — как одиночное плавание, так и проводку караванов с лидирующим ледоколом.

— Одновременно могут работать шесть полноценных мостиков: ледокол ведёт караван из трёх грузовых судов разного типа — балкера, танкера, газовоза. Можем добавить лоцмана, портовые службы. Отмечу также, что  наш университет единственный в мире, где реализовано полномасштабное взаимодействие с машинным отделением, — подчеркнул Сергей Барышников. 

Настоящей изюминкой нового тренажера стала его уникальная ледовая математическая модель. Разработанная совместно с опытными ледовыми капитанами, она учитывает все типы льда — от молодого до многолетнего, его прочность, толщину и даже такие тонкие эффекты, как налипание льда на корпус или размыв канала винтами. Впервые в мировой практике реализовано моделирование формирования кромок ледового канала и процессов его смерзания. 

Среди первых, кто опробовал новый тренажёр, — Полина Скалина, выпускница ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова и будущий вахтенный помощник капитана универсального атомного ледокола. Она в течение нескольких месяцев проходила практику на ледоколе «Сибирь» и теперь готовится стать членом его экипажа. 

— Полгода в Арктике на «Сибири» стали для меня лучшей школой. Я благодарна всему экипажу — они встретили меня, молодую практикантку, с открытостью и готовностью учить. Да, я наравне со всеми выполняла всю необходимую работу. Но главное — мне дали возможность по-настоящему участвовать в судовождении, понимать логику принятия решений, — поделилась Полина Скалина. 

2025 год становится переломным для развития арктического региона России. С вводом новых атомных ледоколов проекта 22220 и активным развитием Северного морского пути страна укрепляет свои позиции в высокоширотных перевозках. Но ключевым условием успеха остаётся подготовка квалифицированных специалистов, способных работать в суровых условиях Арктики.

— С вводом новых ледоколов и ростом грузопотока по Севморпути нам как никогда нужны высококлассные кадры. Этот тренажёрный комплекс — наш стратегический ресурс для обеспечения безопасности арктического судоходства, — отметил и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов. 

Передовой тренажёрный комплекс уже в ближайшее время начнёт подготовку судоводителей для работы на универсальных атомных ледоколах. А в свободное от практики время на мостик смогут подняться школьники — в Морском учебно-тренажёрном центре ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова особое внимание уделят профориентации подрастающего поколения, знакомя ребят с морскими профессиями и современными технологиями судовождения. 


↑ 

Наверх