РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
23 октября инспекторы ДВРО РПСМ посетили сухогруз «Captain Kok», стоящий у причала Находкинского морского торгового порта, осуществляющий выгрузку груза, доставленного из порта Ульсан (Южная Корея). Сухогруз «Captain Kok» (флаг Того, ИМО 9203382), регистровый владелец компания «Edwan C Ltd» из Белиза, она же оператор и истинный судовладелец согласно Декларации, часть II, Сводной Конвенции 2006 года.
Поднявшись на мостик судна, инспекторы сообщили капитану о целях визита: рассказали о том, что Парижский и Токийский Меморандумы о взаимопонимании по контролю судов государством порта проводят инспекционную кампанию, которая продлится до 30 ноября 2024 года. В рамках кампании, которая действует в портах Европы и Азии, суда могут быть задержаны за невыплату заработной платы морякам и другие серьезные нарушения условий контрактов о найме. Цель данной кампании –гарантировать, что права моряков не нарушаются. У моряков должны быть заключены договоры о найме, содержащие положения о заработной плате, оплачиваемом отпуске и праве на репатриацию из иностранного порта.
Капитана судна попросили предоставить судовую роль, индивидуальные трудовые договоры моряков, платежные ведомости за последние два месяца, страховые свидетельства, согласно требованиям Сводной конвенции 2006 года. Капитан любезно предоставил все необходимые документы для проверки.
На судне работает 17 российских моряков из Приморского края. Трудовые договора от имени работодателя подписаны японской компанией «Marino Trading» из Токио, хотя в Декларации часть II указан истинный судовладелец компания «Edwan C» из Белиза. Приложением к контрактам имеются «Стандартные условия найма и трудоустройства моряков на суда под иностранным флагам». Просмотрев условия, инспекторы не обнаружили размера суммы компенсации в случае смерти моряка, а также фамилий ближайших родственников, которые эту страховку должны получить.
В «Стандартных условиях» говорится о том, что моряки застрахованы в страховой компании ВСК в Москве и получат страховку из этой компании. Однако инспекторы уточнили в страховой компании ВСК, что страховая сумма в случае смерти моряка выплачивается ближайшим родственникам в размерах, указанным в трудовом договоре моряка или коллективном договоре. Таким образом выяснилось, что при наличии свидетельства о страховании гражданской ответственности гарантируется лишь получение работодателем страховой выплаты при наступлении страхового случая, однако работник (член экипажа) в данной случае по такому договору не является застрахованным лицом, что в отсутствие в законодательстве либо локальном нормативном акте прямой обязанности судовладельца заплатить за причиненный вред, лишает работника возможности получить выплату в бесспорном порядке.
Согласно платежным ведомостям задолженности по заработной плате нет. Заработная плата матроса 1 класса составляет 1250 долларов США, заработная плата капитана 5000 долларов США.
На встрече с моряками в столовой команды инспекторы проинформировали моряков, что они работают на судне под удобным флагом. Работа на судне под удобным флагом без коллективного договора с профсоюзом моряков не дает гарантии морякам, что их права не будут нарушены. Инспекторы сообщили морякам о серьезных нарушениях, которые были обнаружили во время проверки их судна и сказали, что в случаях нарушения их законных прав добиться справедливости будет очень трудно. Кроме этого, при наличии коллективного договора заработная плата матроса 1 класса составляла бы 1836 долларов США, а компенсация за смерть моряка – не менее 110 тысяч долларов.
Морякам также были переданы книги о правах моряков, работающих на судах под удобными флагами и свежие журналы «Морской профсоюзный вестник», рассказывающий о деятельности РПСМ. Моряки попросили направить нотис требование к судовладельцу о необходимости подписания коллективного договора с Российским профсоюзом моряков, а инспекторы пообещали морякам проинформировать портовых инспекторов порта Находки обо всех нарушениях, обнаруженных на судне для их устранения до отхода судна.
Моряки поблагодарили работников РПСМ за предоставленную информацию и заботу об условиях их труда.
Наверх