29.11.2023

Влияет ли возраст моряков на рост рисков для их безопасности?

Старение действующих моряков может привести к нескольким неприятным последствиям. Во-первых, к сокращению численности доступной морской рабочей силы по мере выхода на пенсию тех, кто занят сейчас. Во-вторых, к потенциальному росту рисков для безопасности. О результатах исследований, посвященных этим вопросам, сообщает портал Insurance Marine News. 

Согласно данным правительства Великобритании, 53% британских моряков — люди от 40 лет до 61 года. При этом средний возраст рядового состава палубной команды немного выше: в указанном диапазоне находятся уже 64% лиц. 

Последний отчет Балтийского и международного морского совета (БИМКО) и Международной палаты судоходства (МПС) о состоянии рынка труда указывает, что ситуация не ограничивается Великобританией. В их исследовании рассматривается корреляция между возрастным составом и национальностью моряков. Наибольшая доля офицеров от 21 года до 30 лет — индийцы, от 31 года до 40 лет — китайцы, большинство филиппинцев — старше 41 года, и почти четверть российских офицеров — старше 50 лет. 

Внимание на себя обращает и другой важный аспект — безопасность. Работа на судне связана с постоянным движением и сопряжена с потерей равновесия, морской болезнью, нарушениями сна, падениями и спотыканием. Труженикам флота приходится ежедневно пользоваться лестницами, люками, иногда при экстремальных температурах. 

По данным Европейского комитета капитанов портов (European Harbour Masters’ Committee), моряки получают 95% травм из-за тросов и канатов, 60% из которых — во время швартовки. 

Однако нет четкого мнения относительно того, влияет ли возраст на рост числа несчастных случаев. Некоторые исследования обнаружили эту взаимосвязь, другие — напротив. 

В 2014 году британские специалисты проанализировали 66 смертельных случаев с 2003 по 2012 годы. Было установлено, что средний возраст погибших моряков — 40 лет. 

Между тем исследователи из Дании выявили, что более молодые (менее 30 лет) и более взрослые (старше 50 лет) моряки подвергаются повышенному риску получения травм. 

Отсутствие единого вывода по этому вопросу означает, что взаимосвязь между возрастом и частотой несчастных случаев на море зависит от множества факторов, так что необходимо и дальше наблюдать за ситуацией. 

Отчет БИМКО и МПС предупреждает, что судоходной отрасли нужно на порядок повысить уровень подготовки и набора морских кадров, чтобы избежать нехватки офицеров к 2026 году. Спрос на последних превышает предложение. 

Так, в 2019 году во всем мире было зарегистрировано  около 1,2 млн работающих моряков, при этом отрасль ожидает завершения постройки около 8000 новых судов. 

По мере старения морских кадров возникнет нехватка квалифицированных специалистов им на смену. Клуб взаимного страхования (P&I Club) советует труженикам флота проходить дополнительную подготовку, чтобы уменьшить риск несчастных случаев. 

Работа на судне требует исключительной внимательности, ответственного отношения к делу, хорошей осведомленности о возможных опасностях. В РПСМ считают, что актуальные знания, полученные в ходе подготовки, способны уберечь от тяжелых травм моряков, вне зависимости от их возраста. 

Источник: Insurance Marine News; фото: flickr.com

↑ 

Наверх