24.05.2023

Размышление вслух может помочь принять верное решение

К такому выводу приводит случай, описанный в последнем выпуске Safety Digest – бюллетеня по безопасности Британского бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB). В нем речь идет о сухогрузе, который сел на мель во время лоцманской проводки к шлюзовым воротам, хотя и капитан, и лоцман не считали попытку зайти в шлюз хорошей идеей, но промолчали об этом.

В день происшествия судно отставало от графика. Лоцман и капитан обсудили план лоцманской проводки, прежде чем выбрать генеральный курс ко входным шлюзовым воротам. Время высокой воды они пропустили, и отливное течение уже начало проходить через подходы к шлюзу, толкая судно вправо от намеченного курса. В результате сухогруз сел на мель. Лоцман и капитан быстро сориентировались, применили ряд маневров и уже через 20 минут сумели снять балкер с мелководья. Судно вернулось в фарватер, и лоцман с капитаном решили предпринять вторую попытку захода в шлюз. Медлить было нельзя, потому что отлив усиливался.  Однако сухогруз слишком резко повернул у входа в шлюз, снова не попал на подходной путь и опять сел на ту же мель. Теперь ему пришлось дожидаться следующего прилива, чтобы с нее сняться. В итоге судно пришвартовалось на 12,5 часов позже запланированного времени. Оно не получило повреждений, но было задержано по итогам инспекции портконтроля. Его отход также пришлось отложить.

В своем анализе ситуации в первую очередь UK MAIB подчеркнул ошибки в плане проводки. Как бы подчас того ни хотелось, приливы не подчиняются воле моряков и не обращают внимания на их расписание. Учитывая, что лоцман и капитан пропустили прогнозируемое время высокой воды на 16 минут, первая попытка войти в гавань уже представляла собой трудность, в то время как вторая, состоявшаяся примерно через 40 минут, была просто самонадеянной. Чаще всего лучше дождаться подходящих условий, независимо от того, насколько поджимает время.

Также вскрылись сложности с коммуникацией, без которых инцидента, вполне возможно, удалось бы избежать. После аварии выяснилось, что ни капитан, ни лоцман не считали попытку зайти в шлюз хорошей идеей. Однако они не обсуждали эту тему друг с другом и не подвергали план сомнению. Отметим, что публикуемое Международной палатой судоходства шестое издание Руководства по процедурам на мостике содержит рекомендации, которые помогают следовать передовой рабочей практике на борту. Среди них, в том числе, советы проявлять лидерство, обеспечить обратную связь, а также – размышлять вслух. Разговор о приливах и метеорологических условиях в рамках этой рекомендации может помочь принять правильное решение и гарантировать, что все участники операции осведомлены об имеющихся рисках.

Также отмечается, что мелководье у входа в гавань было нанесено на карту и помечено как опасность на плане лоцманской проводки судна. Однако, похоже, все уже привыкли к тому, что она представляла определенный риск. Дноуглубительные работы – не всегда выход из ситуации, поэтому при каждой проводке крайне важно обеспечить положительное подтверждение условий, которые всегда будут отличаться. В данном случае ветер был слабым и не мог противодействовать сильному отливному течению.

В Российском профессиональном союзе моряков призывают тружеников флота не молчать, если та или иная операция кажется им потенциально опасной. Высказать свое мнение в таком случае – долг любого моряка, которому не может препятствовать никакой страх авторитетов.

По материалам Safety4Sea, фотография – ILO

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх