24.05.2023

ИИ позволяет безопасно и точно определять осадку

Новую технологию, которая модернизирует  подход к расчету веса и остойчивости морских судов, недавно разработал консорциум исследователей из  Шотландии – Морская инженерно-конструкторская фирма Tymor Marine совместно с Эдинбургским университетом при поддержке и финансировании CENSIS, шотландского инновационного центра технологий обнаружения, визуализации и Интернета вещей (IoT). Результатом их совместной работы стал использующий глубокое обучение инструмент машинного зрения, который автоматизирует и повысит точность считывания марок углубления на корпусах судов.

Напомним, что марка углубления (осадки) представляет собой цифры и горизонтальные линии на борту судна, указывающие на то, какая его часть находится под водой. В настоящее время измерение осадки производится на глаз с причала или катера по технологии, основывающийся на принципах, сформулированных греческим ученым Архимедом еще более 2000 лет назад.

Точности измерений при этом часто мешают волнение моря, выцветшая маркировка, плохая видимость и морская растительность, причем это только некоторые из факторов, которые могут привести к получению разных показаний осадки для одного и того же судна. Помимо этого моряки должны ориентироваться на марки с обоих бортов, что может занять несколько часов и сопряжено с риском для здоровья и безопасности, а также требует наличия лодки или катера.

При этом точные параметры осадки имеют решающее значение для расчета остойчивости судна: на их основании определяется, сколько груза оно перевозит и на каких глубинах может безопасно ходить. Портовые власти тоже проверяют полученные показания, чтобы убедиться в соответствии местным ограничениям и правилам.

В свою очередь новая технология использует алгоритмы, применяемые к видеозаписям судов, чтобы точно определить, до какого места на корпусе доходит граница водной поверхности. Tymor Marine и Эдинбургский университет продолжат ее развивать и планируют создать приложение для смартфонов, которое позволит морякам записывать измерение осадки на видео и загружать ролики в облако для определения показаний в режиме реального времени.

– Какое-то время мы пытались разработать технологию, но вскоре обнаружили, что готового программного обеспечения для этого не существует, – рассказала Рози Клегг, инженер-конструктор  Tymor Marine. – Благодаря CENSIS в Эдинбургском университете мы нашли необходимые нам знания и специалистов, с помощью которых разработали собственные решения и модернизировали традиционные подходы. За последние 12 недель нам удалось доказать, что наша концепция осуществима. Теперь мы сосредоточимся на различных элементах, доработаем углубленное обучение на основе данных, которые собираем при каждом посещении судна, и начнем выводить технологию на коммерческий  уровень. Также мы изучаем возможность использования дронов, которое сделало бы процесс измерения осадки еще более безопасным.

Доктор Хакан Билен, лектор Школы информатики Эдинбургского университета, добавил: «Когда исследователи только начинали разрабатывать ИИ, они думали, что он будет легко решать визуальные задачи, которые обычный человек выполняет без особых усилий, например, распознавать цифры и оценить уровень воды, и испытает сложности с более трудными, например, игрой в шахматы. Однако все оказалось наоборот, и мы до сих пор дорабатываем ИИ, чтобы он мог справиться с кажущимися нам простыми заданиями. Алгоритм, который мы создали для Tymor Marine, основан на последних достижениях в области глубоких нейронных сетей. Корпус судна снимается на видео, после чего определяется, до какой отметки марки осадки доходит вода в различных условиях».

Коринн Кричлоу-Уоттон, руководитель проекта CENSIS, со своей стороны добавила, что машинное зрение может обеспечить более точный, последовательный и безопасный подход к оценке остойчивости и веса судов, что может быть исключительно полезным отрасли.

В Российском профессиональном союзе моряков уверены: стоит поддерживать и способствовать развитию всех инициатив, которые приводят к улучшению уровня безопасности работников отрасли и требуют меньше трудозатрат.

По материалам hellenicshippingnews.com, фотография – Tymor Marine

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх