11.04.2023

ИМО разработает новое Руководство по справедливому отношению к морякам

В ответ на рост числа случаев безосновательного уголовного преследования моряков Международная морская организация разработает Руководство по справедливому отношению с членами экипажей, задержанными по подозрению в совершении преступления. Так, после нескольких громких дел, в которых допускалась вопиющая несправедливость к труженикам флота, Юридический комитет ИМО принял решение о создании Рабочей группы для выработки руководящих принципов.

Без вины виноватые

Действительно, довольно часто бывает так, что с моряками обращаются, как с преступниками, хотя у следствия нет всех деталей картины происшествия и нет прямых доказательств вины. Однако члены экипажей могут провести за решеткой не один месяц без предъявления обвинения. 

Поэтому Юридический комитет ИМО поддержал разработку руководящих принципов, а также формирование базы данных о текущих делах с указанием причастных судов и моряков. Рекомендации будут основаны на аналогичном Руководстве по справедливому обращению с моряками 2006 года. Напомним, что оно было разработано на фоне опасений по поводу криминализации членов экипажей – многих из них неправомерно задерживали и заключали под стражу. Однако с тех пор мало, что изменилось. 

Инициатива по созданию группы принадлежала Грузии, но многие страны идею поддержали. Например, Индия. Не раз индийские моряки оказывались под стражей или арестом в течение длительного времени. Особо выделяется случай, произошедший с 26 членами экипажа VLCC Heroic Idun (ИМО 9858058): в ноябре прошлого года их обвинили в краже нефти, хотя британский нефтяной гигант ВР подтвердил, что нанял судно на загрузку на нефтяном месторождении Акпо в дельте Нигера. На руках у компании были соответствующее разрешение от нигерийских властей. Экипаж VLCC Heroic Idun арестовали и держали под вооруженной охраной на борту, как преступников. Ужаснее было только то, что морякам отказывали в доступе к консульской помощи.

Еще одним примером вопиющего беззакония, проявленного по отношению к труженикам флота, может служить дело польского капитана Анджея Ласоты. Его незаконно приговорили к тюремному сроку после того, как он сообщил об обнаружении наркотиков на борту своего сухогруза UBC Savannah (ИМО 9220976). Моряк провел в мексиканской тюрьме 18 месяцев, в течение которых морское сообщество, шокированное обстоятельствами этого начисто сфабрикованного дела, боролось за его освобождение.

Криминализация является проблемой 

Реальность такова, что сегодня моряк может спокойно работать, а завтра оказаться под арестом. «Свежий» пример – арест экипажа Soya (ИМО 8421731), состоящего из российских и болгарских моряков, в Египте по обвинению в контрабанде запрещенного в стране медицинского препарата «Трамадол»: 28 тонн лекарства были обнаружены в порту Александрии. Капитан и старпом находились в заключении почти четыре месяца, пока не вернулись домой. К слову, обвинение им так и не предъявили.

– Эти громкие дела – лишь верхушка айсберга, который общество увидело благодаря освещению в СМИ, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Моряки по всему миру сталкиваются с несправедливыми преследованиями и арестами. Им отказывают в беспристрастных судебных разбирательствах, доступе к юридической помощи и адвокатам, услугах переводчиков, а в некоторых странах еще и назначают огромные суммы для освобождения под залог.

Действительно, в мире наблюдается тенденция к криминализации. Так, правоохранительные органы разных стран преследуют членов экипажей, обвиняя их в причастности к изощренным способам контрабанды – даже при отсутствии доказательств. 

Криминализация имеет место, когда морякам предъявляют обвинения, арестовывают или выносят наказание за уголовные преступления, в совершении которых власти государства порта, например, местная таможня или полиция считают моряка виновным. Когда член экипажа подвергается криминализации, это означает, что он лишен возможности воспользоваться надлежащей правовой процедурой. Так, власти могут медлить с предъявлением обвинений или рассмотрением дела в суде по существу. Нарушения правовой процедуры включают и ограничения на освобождение под залог, и непредоставление адекватной юридической помощи задержанным. Отсутствие теплых, сухих и безопасных мест содержания под стражей также может стать серьезной проблемой.

Требует безотлагательного урегулирования

К слову, идею создания рабочей группы для выработки руководящих принципов по справедливому отношению с членами экипажей, задержанными по подозрению в совершении преступления, поддержала и Мексика. Морские власти страны даже заверили, что извлекли уроки из незаконного задержания капитана Ласоты, усилив координацию по подобным вопросам.

На основе множества свидетельств несправедливого обращения с моряками Юридический комитет ИМО признал ситуацию требующей безотлагательного урегулирования, а также одобрил идею создания базы данных ИМО. 

«Моряков подвергают уголовному преследованию еще до того, как установлены все факты. Первыми от необоснованных задержаний страдают капитаны: единственным основанием для этого служит то, что капитан – вышестоящая должность на борту. Никого не интересует, находился ли капитан в момент инцидента, квалифицируемого как преступление, при исполнении служебных обязанностей, и имел ли он возможность повлиять на ситуацию», – отмечается в сообщении.

Уже сейчас известно, что рабочая группа обсудит форму, в которой представит базу данных, и определит различия между морскими авариями и преступлениями. Основной момент, с которым согласился Юридический комитет ИМО, заключается в том, что уголовные дела относятся к компетенции национальных юрисдикций, и этот принцип должен уважаться. Кроме того, рабочая группа рассмотрит вопросы о том, требуют ли дела, касающиеся моряков, особого отношения по причине международного характера отрасли, контроле за сроками их рассмотрения и соблюдении прав обвиняемых. Также будет продуман момент о том, как морякам сообщать о потенциальных преступлениях, не опасаясь быть обвиненными в причастности к ним. В рамках этого вопроса отмечается необходимость изучить законодательства и судебную практику всех стран, а также проблему языковых барьеров и культурных предубеждений.

Источник lloydslist.maritimeintelligence.informa.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – SabriKeles/FleetMon


↑ 

Наверх