07.04.2023

Совет РПСМ провел рабочую встречу с представителями Росморречфлота

К разговору с Олегом Вячеславовичем Чепкасовым, начальником Управления безопасности судоходства Росморречфлота, и Александром Валерьевичем Назаровым, начальником отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Росморречфлота участники Совета РПСМ подготовились. В ходе беседы, проходившей в неформальной обстановке,  Совет обозначил проблемы и свою позицию по ряду вопросов и получил развернутые ответы.

Так, председатель РПСМ Юрий Сухоруков отметил, что Россия – единственная страна в мире, где правила о каботаже перевернуты с ног на голову, на практике грузы между российскими портами не должны перевозиться на судах иностранных владельцев. «Нужно создать неоспоримый приоритет для российского судовладельца и, соответственно, для российских моряков, – сказал председатель РПСМ. – А пока, если иностранные компании хотят работать, например,  на том же Северном морском пути, следует поступать, как в случае с проектом Сахалин-1 – 80% членов экипажей должны составлять россияне.

Участники Совета РПСМ также поговорили об оплате труда преподавателей морских образовательных организаций: привлечение кадров – профессиональных моряков с опытом плавания на современных судах значительно повысило бы качество образования, однако преподавательская деятельность непривлекательна для вчерашних капитанов, и главным образом, из-за заработной платы, размер которой сильно отличается от того, что они получают, работая в море. Хотя, со слов Александра Валерьевича Назарова, зарплата не такая уж и -  маленькая. Так, профессорско-преподавательский состав в зависимости от региона получает от 73,5 до 160,6 тысяч рублей, однако, безусловно, суммы несопоставимые с заработной платой капитана. И все же «нам нужно  привлекать опытных специалистов с флота, не имеющих научных званий и степеней», –  подчеркнул он, отметив что в образовательные стандарты вносится принцип: капитан или старший механик с опытом приравниваются к профессорско-преподавательскому составу, потому что все эти степени и звания оплачиваются.

«Но надо понимать, что обеспечить равенство зарплат капитана и преподавателя – это из области фантастики», – заметил Александр Валерьевич.

Что касается плавпрактики, в Росморречфлоте  прекрасно знают об этой проблеме, здесь есть определенные сложности, и этим вопросом озабочен каждый ректор морского вуза. Судоходные компании не очень берут практикантов, в этом плане очень помогает «Росморпорт»: так ГУМРФ им. Адм. С. О. Макарова выстроила учебный план таким образом, что   курсанты проходят плавпрактику в зимнюю навигацию ледоколов.

С точки зрения строительства учебных судов, этот вопрос очень сложный, но это не значит, что работа в этом направлении не ведется.

Также разговор шел о мобилизации  моряков в условиях СВО – ставился вопрос, что нередки случаи, когда направляющихся  на смену членов экипажа на контрольно-пропускных пунктах не выпускают из страны, тем самым один моряк лишается заработка – не попадая на судно, к месту работы в другой стране, его контракт прекращается, а другой моряк, ожидавший сменщика, не может покинуть пароход и вернуться домой, вынужденно продлевая контракт.

Таким образом, кризис смены экипажей, возникший в пандемию Covid-19, теперь приобрел новое развитие.

Поговорили члены Совета РПСМ с представителями Росморречфлота о допуске к рабочим местам моряков во время захода судов в порты – например, в Петербурге, вопреки «Закону о профессиональных союзах» представителям РПСМ в этом году напрочь отказано в получении пропусков.

По окончании встречи участники с обеих сторон согласились, что подобный рабочий обмен мнениями очень полезен: не зная суть изнутри, невозможно осознать глубину проблем российских моряков (а их достаточно – получение виз, удлинившийся в разы путь к рабочим местам, которые находятся в разных концах света, трудности с получением заработной платы, запрет схода на берег в большинстве стран и т. п.), а значит, и решить их крайне затруднительно.

На Совете РПСМ участники поделились положением дел в регионах, выбрали делегатов на съезд КТР, проведение которого запланировано 13 мая в г. Москва, обсудили работу с курсантами морских учебных заведений, а также возможные варианты помощи российскому капитану, арестованному в Албании. Как сообщила жена, обратившаяся в РПСМ, петербургский моряк, работавший на т/х Grace Felix, принадлежащем компании Grace Felix Shipping Ltd, находится в СИЗО. Причина задержания – фрахтователь судна – греческая компания Petroruss DMCC via Brokers Ortsa Marine – подозревается в контрабанде нефтепродуктов, но почему-то задержан капитан, при этом обвинение не предъявлено, но тем не менее он арестован и с 28 февраля находится в полицейском участке порта Дуррес.

Капитан работал по контракту с компанией  Cymare Shipmanagement Ltd, Кипр (Contract of Employment), который действителен и по сей день.

 Как отметил координатор МФТ в России Сергей Фишов, инспекторов Международной федерации транспортников в Албании нет, российское консульство бездействует.

– Моряки — единственная профессия в мире, где они виновны, хотя их невиновность не доказана, их арестовывают и месяцами удерживают в заключении без предъявления обвинения, – отметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Этой порочной практике нет конца, поэтому важно всеми доступными способами оказать помощь без вины виноватому капитану.

Напомним, недавно РПСМ помог в освобождении  капитана и старпома т/х Soya, задержанных в Египте по подозрению в контрабанде запрещенного в стране медицинского препарата. Морякам также не было предъявлено никакого обвинения и они провели в заключении порядка пяти месяцев.

Следующее заседание Совета РПСМ намечено на октябрь, и провести его планируется в Калининграде.

↑ 

Наверх