06.04.2023

Дружеская помощь нелегалам может быть опасна для моряков

Истории о нелегальных мигрантах на борту судов появляются регулярно – один из недавних случаев, например, произошел в марте, когда 16 мигрантов перепрыгнули через борт контейнерной баржи Brooklyn Bridge, прибывшей в Сан-Хуан регулярным рейсом из Джексонвилля, чтобы вплавь добраться до берега. Такие «пассажиры» часто рассказывают экипажу трагические истории о своем прошлом и о том, что вынудило их рискнуть и тайком пробраться на борт судна. Однако морякам следует помнить: безвыходное положение может подтолкнуть их к непредсказуемым действиям. По мнению Саймона Ходкинсона, главы отдела по предотвращению потерь в West P&I, лучшее, что в случае обнаружения нелегалов на борту может сделать капитан, – немедленно уведомить береговой офис, а члены экипажа – не заводить с ними дружеские отношения.

Это очень важно: в противном случае мигранты могут создать угрозу безопасности и юридические проблемы. Предостережением для всех судоходных компаний и моряков может послужить следующий случай. Так, после отхода из кенийского порта на борту сухогруза обнаружили семерых нелегальных пассажиров. Сначала экипаж обращался с ними в соответствии с рекомендациями Международной морской организации (ИМО), однако ситуация стала проблематичной, когда моряки прониклись к мужчинам сочувствием. Члены экипажа согласились помочь им высадиться в другом порту, а капитан не сообщил судовладельцу, что на судне есть нелегалы.

Узнав, что теплоход направляется в Южную Америку, «пассажиры» решили покинуть судно в Дурбане и пересесть там на теплоход с другим местом назначения. По прибытии в порт экипаж снабдил нелегалов одеждой и деньгами, а затем привязал к борту со стороны моря веревку, чтобы они могли спуститься по ней в воду, оставаясь незамеченными с берега. Мужчины  планировали доплыть до противоположной стороны берега, но, к несчастью, двое из них утонули, так как не были хорошими пловцами. Остальные, оказавшись в безопасности, сдались властям, впоследствии обвинив экипаж в том, что их заставили покинуть судно и плыть в бухту. В результате капитана и троих моряков арестовали, предъявив обвинения в убийстве.

Местные власти серьезно отнеслись к этим заявлениям, поскольку подобные случаи бывали. Например,  в 1993 году капитан американского буксира заставил троих нелегалов из Ямайки, обнаруженных экипажем на борту, прыгнуть в воду, кишащую акулами. Их тела так и не нашли. Однако в данном случае обвинения были необоснованными, и позже их сменили обвинения в непредумышленном убийстве, так как выяснилось, что спасенные нелегалы «приукрасили» свою историю. Тем не менее капитан и трое моряков совершенно очевидно нарушили иммиграционное законодательство. В конечном итоге, их признали виновными в оказании помощи нелегальным пассажирам и их незаконной перевозке на берег и приговорили к условным срокам и штрафам.

Были и другие случаи, обернувшиеся неприятностями для экипажа: так, спецназ Великобритании штурмом взял танкер после сообщений о том, что его захватили нелегальные пассажиры. В конечном итоге обвинения сняли из-за отсутствия доказательств того, что экипажу угрожали или что безбилетные пассажиры намеревались взять судно под контроль. Однако ситуация была напряженной, а потому опасной.

Поэтому на первый взгляд безобидные, дружеские разговоры с нелегальными пассажирами могут обернуться для моряков ловушкой, если они поддадутся эмоциям и примут сомнительные решения, которые подвергнут их потенциальной опасности или даже станут поводом для судебного преследования.

Случается также, что моряки помогают пробраться незамеченными на борт людям, с которыми они познакомились в иностранном порту – это тоже может грозить уголовной ответственностью. Нарушение иммиграционного законодательства – один из рисков; другой заключается в том, что нелегальные пассажиры, оказавшись в руках властей, могут обвинить моряков в неправомерных действиях или даже в преступлениях.

Риски велики: надо сказать, что ежегодно на судах находят примерно 1000 тайком пробравшихся на борт людей. Кейптаун, Дурбан и Лагос – одни из самых популярных портов проникновения нелегалов на суда. Бильбао в Испании пользуется популярностью у тех, кто  пытается незаконно попасть в Великобританию.

Существуют документы, которые подскажут, как вести себя в подобных ситуациях. Так, рекомендации по обращению с нелегально проникнувшими на борт людьми содержатся в Резолюции ИМО A.871(20) «Руководство по распределению ответственности при поиске успешного разрешения случаев перевозок нелегальных пассажиров». Дополнительные указания о том, как вести себя в таких случаях, можно найти в Разделе 4C Международной конвенции об облегчении морского судоходства. Однако ни один из документов не учитывает риски от дружбы с нелегальными пассажирами.

Общая рекомендация заключается в следующем: соблюдать инструкции ИМО и воздерживаться от близкого общения с нелегалами или оказания им дружеских услуг. Кроме того, капитан должен незамедлительно уведомить компанию, если на борту будет обнаружен такой «пассажир», и предоставить как можно больше подробностей, связанных с инцидентом. Эти данные при первой же возможности необходимо передать страховой компании, чтобы ускорить процесс репатриации нелегала. Есть несколько вероятных вариантов, включая возвращение в страну, чьим гражданином является нелегал, или какой-то другой запланированный порт. В любом случае, скорее всего, это дорого обойдется судовладельцу. Лучше не увеличивать его расходы, подвергая экипаж и нелегальных пассажиров еще большему риску из-за сомнительной дружбы.

К слову, другие полезные рекомендации и дополнительная информация содержатся в брошюре The Nautical Institute (Морского института) «Нелегальные пассажиры на море и спасение мигрантов».

В Российском профессиональном союзе моряков призывают членов экипажей думать о своей безопасности и не подвергать лишнему риску себя и своих коллег. В противном случае есть вероятность причинить вред и себе, и самим нелегальным пассажирам.

По материалам maritime-executive.com, фотография – ITF Seafarers

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх