05.04.2023

В центре внимания ИМО – автономные суда

В ходе 110-й сессии Юридического комитета Международной морской организации, прошедшего в Лондоне с 27 по 31 марта, активно обсуждались вопросы разработки международно-правовых рамок по эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС). На заседании было решено создать план работ по тематике МАНС на ближайшие годы: это должно помочь в подготовке соответствующих поправок к конвенциям ИМО в ведении Юридического комитета и необходимых унифицированных интерпретаций. Предметная работа по вопросу начнется уже на следующей сессии.

На заседании также был одобрен отчет первого совещания совместной с Комитетом по безопасности на море и Комитетом по упрощению формальностей рабочей группы, созданной для решения вопросов, связанных с МАНС, являющихся общими для нескольких инструментов ИМО в ведении разных комитетов.

Отметим, что в мероприятии принимала участие делегация РФ. На сессии рассмотрели два представленных российских документа с конкретными предложениями в отношении унификации терминологии, определения роли капитана и берегового персонала, вопросов гражданской ответственности автономного судна. Юридический комитет в целом положительно оценил эти предложения: последние из них были приняты в работу с прицелом на детальное обсуждение на следующей сессии. Часть наработок также передали в Совместную рабочую группу трех комитетов для учета в контексте решения общих вопросов для разных инструментов ИМО.

Традиционно обсуждались и вопросы справедливого обращения с моряками. По итогам сессии было одобрено Руководство, совместно разработанное ИМО и Международной организацией труда, по рекомендуемым действиям в случае оставления моряков без помощи с учетом применимых требований и рекомендаций Конвенции по труду в морском судоходстве 2006 года. Юридический комитет также продолжает разработку Руководства ИМО с рекомендациями для государств порта, флага, судовладельцев и моряков по действиям в ситуациях, когда моряки подозреваются в совершении преступлений.

Тем временем завершилась работа над рекомендательным Руководством по исковым требованиям на основании Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года. Документ призван содействовать судовладельцам, истцам и страховщикам в толковании и применении положений Конвенции. Помимо этого комитет подготовил серию информационных буклетов с разъяснениями особенностей осуществления Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года и Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов 2007 года. Их основная задача – предоставить в доступном формате данные об обязательствах государств, судовладельцев, страховщиков в вопросе ответственности и компенсаций.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что сейчас многие компании в мире ведут работу над созданием и развитием автономных судов. Пока для их полноценного функционирования не хватает законной базы, однако работа над ее созданием уже ведется. В ближайшем будущем мир судоходства может измениться, и важно, чтобы моряки продолжали занимать в нем достойное место, возможно, после прохождения обучения по управлению судами на берегу.

По материалам Минтранса РФ и портала PortNews, фотография – Kongsberg Maritime

↑ 

Наверх