15.03.2023

Культура безопасности прежде всего

Российский профсоюз моряков напоминает: оценка рисков и пересмотр заданий и процедур на ее основе являются важными компонентами культуры безопасности на судне – они способствуют эффективному принятию решений. Важные с точки зрения безопасности действия, перед началом которых не проводится даже стандартная процедура оценки рисков или она элементарно не соблюдается, могут привести к неожиданным и нежелательным событиям – об этом стоит помнить. 

Во избежание повторения несчастного случая, который произошел на сухогрузе во время грузоподъемных операций, Морской департамент Гонконга опубликовал уведомление с разбором обстоятельств инцидента. 

Судно шло в Чили за грузом. В этот момент несколько членов экипажа сортировали оставшийся на главной палубе после последнего рейса даннаж – материал, который используется для защиты груза от соприкосновения с металлическими элементами, другим грузом, запотевания и поломок. Планировалось спустить его на берег в порту погрузки. В процессе сортировки члены экипажа перемещали груз с правой части главной палубы на межлюковую перемычку между грузовыми трюмами № 2 и № 3 с помощью крана. 

Чтобы ограничить движение крюка, моряки использовали три буксирных троса. Их концы с одной стороны крепились к крановому крюку, с другой держали сами члены экипажа. В процессе перемещения буксирные тросы запутались с подъемным тросом, соединенным с упакованным даннажем. Когда крюк находился на высоте около 4 метров, боцман попытался распутать тросы. В это момент судно качнулось из-за внезапно накатившей волны: провисший кормовой буксирный трос натянулся, ударив боцмана с такой силой, что моряк, перелетев через леерные ограждения, упал за борт. Его не удалось найти, несмотря на то, что поисково-спасательная операция продолжалась несколько дней. Боцмана признали пропавшим без вести. 

В ходе расследования были установлены ошибки, которые привели к несчастью. Среди них – использование судового крана для операций, которые выходили за пределы эксплуатационных ограничений; невыполнение требований Кодекса безопасной практики работы для моряков торгового флота и Системы управления безопасностью (СУБ) судна – согласно второму буксирные тросы необходимо было крепить непосредственно к упакованному даннажу. 

Также вскрылось, что совещание по технике безопасности и процедура оценки риска, в ходе которых следовало определить превентивные меры безопасности по отношению к рискам операции по подъему даннажа, оказались неэффективными, потому что экипажу не хватало знаний, а палубной и машинной командам – эффективной коммуникации при выполнении обязанностей на борту. Помимо этого моряки не предусмотрели риск неожиданного натяжения кормовых буксирных тросов. 

Во избежание повторения подобного инцидента судовым менеджерам, капитанам, офицерам и рядовым следует извлечь из несчастного случая поучительные уроки. Во-первых, использовать кран можно строго в пределах его эксплуатационных ограничений – их устанавливает классификационное общество или изготовитель. Во-вторых, всегда нужно следовать требованиям Кодекса безопасной практики работы для моряков торгового флота и своевременно останавливать работы, если они начинают представлять реальную опасность для здоровья и жизни плавсостава. Не менее важно всецело соблюдать требования СУБ по использованию буксирных тросов при подъемных работах. Также нельзя забывать о проведении эффективных совещаний по технике безопасности и оценки рисков, включая определение превентивных мер безопасности в отношении угроз, связанных с грузоподъемными операциями. 

Со своей стороны Российский профсоюз моряков рекомендует повысить  осведомленность экипажей о риске неожиданного натяжения тросов, а также важности эффективной коммуникации между палубной и машинной командами при выполнении работ.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх