10.03.2023

Тенденции морского пиратства: быть начеку

Несмотря на то, что масштабы глобального пиратства сокращаются второй год подряд, количество ограблений судов в Сингапурском проливе в 2022 году достигло семилетнего максимума. Кроме того, постоянным нападениям подвергаются суда, стоящие на якоре в портах Южной Америки.

По данным Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро (IMB PRC), в 2022 году снизилось общее число случаев пиратства и вооруженного ограбления судов. Согласно последнему годовому отчету, общее количество нападений в 2022 году сократилось на 13% по сравнению с 2021 годом за счет снижения пиратской активности в водах Гвинейского залива. Внимательно взглянув на цифры, можно заметить  долгожданное снижение числа зарегистрированных случаев ограбления судов на якорной стоянке Кальяо в Перу, однако беспокойство вызывает насилие в отношении моряков в южноамериканских портах. То же самое можно сказать об устойчивой тенденции роста числа вооруженных ограблений судов в Сингапурском проливе. По данным Центра обмена информацией Соглашения по региональному сотрудничеству по борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии (ReCAAP ISC), общее количество пиратских инцидентов в Азии выросло за прошлый год по сравнению с предыдущим на 2%.

Африка

Расширенное присутствие военно-морских сил и координированное сотрудничество между властями прибрежных стран Гвинейского залива продолжают оказывать положительное влияние на снижение пиратской активности в регионе. Количество зарегистрированных в 2022 году инцидентов уменьшилось на 46% по сравнению с 2021 годом, а с 2020 годом – в четыре раза. 

Меньше стало и похищений членов экипажей: с 7 инцидентов в 2021 году, в результате которых было захвачено 57 моряков, до одного в 2022 году, когда пленниками стали два человека. В IMB PRC подчеркивают, что воды Гвинейского залива по-прежнему опасны, несмотря на наметившуюся в последнее время положительную динамику. Тот факт, что в 2022 году в районе было захвачено два судна с 29-ю моряками, а одно подверглось обстрелу во время движения, свидетельствует о том, что угроза сохраняется.

В прошлом году в Нигерии не было зарегистрировано ни одного инцидента. Список стран западной Африки, сообщивших о наибольшем количестве пиратских инцидентов, возглавили Гана и Ангола. В Гвинейском заливе в 2022 году более двух третей нападений совершено на суда, стоявшие на якоре или у причала, при этом IMB PRC в прошлогодний список мировых портов и якорных стоянок с тремя или более зарегистрированными инцидентами включил Такоради в Гане и Луанду в Анголе. Стоит также отметить, что впервые за более чем шесть лет в ежегодном отчете Центра фигурируют Южная Африка и Египет.

Как известно, зону повышенного риска (HRA) в Индийском океане убрали в январе 2023 года, поскольку несколько лет подряд не произошло ни одного пиратского нападения. Однако IMB PRC предупреждает, что сомалийские пираты сохраняют способность и возможность для атак в районе Аденского залива, и призывает капитанов к бдительности. Даже в официальном заявлении об отмене HRA в Индийском океане внимание морского сообщества обращается на важность проведения тщательной оценки угроз и рисков для каждого рейса и рекомендуется следовать положениям Передовой практики управления  для сдерживания пиратства (BMP) при транзите через HRA. Зона добровольной отчетности (VRA), находящаяся в ведении Управления морской торговли Великобритании (UKMTO), не изменилась. Судам, входящим в VRA, рекомендуется сообщать об этом в  UKMTO и регистрироваться в Центре морской безопасности Африканского Рога (MSCHOA) в соответствии с BMP. 

Азия

По данным ReCAAP ISC, в 2022 году в Азии зарегистрировано 84 инцидента, что чуть больше, чем годом ранее, когда сообщалось о 82 нападениях. Все происшествия, за исключением случая с рыболовным судном в Южно-Китайском море, к которому слишком близко подошли подозрительные лодки, классифицировали как вооруженное ограбление или мелкая кража. Главным поводом для беспокойства остается Сингапурский пролив.

Здесь число инцидентов растет: в 2021-ом их было 49, а в прошлом – 55. Большинство из них имели место в ночное время на восточном направлении системы разделения движения судов в Сингапурском проливе, чаще всего пираты выбирали в качестве мишеней сухогрузы. Несмотря на то, что практически все инциденты классифицированы как случайные мелкие кражи с причинением незначительного физического вреда членам экипажей, нападавшие нередко вооружались ножами и другими опасными предметами. В прошлом году в одном из инцидентов серьезно пострадал моряк – выстрелив, преступник ранил его в ногу.  Негативная тенденция в Сингапурском проливе, по-видимому, сохранится и в 2023 году. Только за период с 1 января по 20 февраля зафиксировано 10 инцидентов, поэтому ISC ReCAAP рекомендует экипажам проявлять повышенную бдительность при транзите через этот район.

Положительным моментом является то, что с января 2020 года не было зарегистрировано ни одного случая похищения членов экипажей с целью получения выкупа в районе морей Сулу и Сулавеси и в водах Восточного Сабаха. 

Южная и Центральная Америки и Карибский бассейн

В общей сложности здесь в 2022 году произошло 24 случая пиратства и вооруженного ограбления. Пятилетняя статистика IMB PRC показывает долгожданное сокращение числа инцидентов в регионе, которое частично объясняется снижением на 33%  нападений на суда на якорной стоянке Кальяо (Перу).

Однако порты Южной и Центральной Америки и Карибского бассейна, особенно якорные стоянки Кальяо в Перу и Макапа в Бразилии, по-прежнему опасны: действующие там преступники, как правило, склонны к применению силы. По данным IMB PRC, в 2022 году преступники взяли в заложники семерых моряков, а шестеро подверглись физическому насилию и угрозам. IMB PRC отмечает, что большинство инцидентов, зарегистрированных в регионе, произошли в темное время суток, когда суда стояли на якоре.

Быть начеку

Уровень угрозы пиратства и вооруженного грабежа в море, а также возможности и образ действий преступников различаются, в зависимости от региона, и могут меняться. Перед заходом в любой опасный район плавания важно получать обновленные сведения по безопасности, анализировать план обеспечения безопасности судна, проводить оценку риска конкретного рейса, инструктировать экипаж и тестировать план экстренной связи. 

Кроме того, необходимо принимать превентивные меры в соответствии с имеющимися  отраслевыми рекомендациями и передовыми методами управления (BMP). Потенциальные последствия несоблюдения рекомендаций при пересечении опасных районов могут быть очень серьезными. Поскольку суда особенно уязвимы во время стоянки, капитаны и члены экипажей должны проявлять бдительность в портах и на якорных стоянках.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что надлежащее наблюдение считается одним из самых эффективных методов защиты от пиратов и грабителей. 

Источник hellenicshippingnews.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – IMB Piracy&Armed Robbery Map 2023/print screen



↑ 

Наверх