23.01.2023

Халатность привела к затоплению трюмов

В свежем выпуске бюллетеня по безопасности страхового клуба Swedish Club описан инцидент, когда после мойки главной палубы и грузовых люков контейнеровоза оказался затоплен трюм.
Было утро,  дул легкий бриз, шел мелкий дождь. Экипаж контейнеровоза готовился мыть главную палубу и грузовые люки перед прибытием в порт, которое было запланировано на вторую половину дня. Моряки решили воспользоваться редкой возможностью, когда на палубе нет контейнеров, все они были в грузовом трюме.
Они подсоединили пожарные шланги,  было принято решение использовать два пожарных насоса, а также закрыть задвижки на пожарном трубопроводе для якорей. Эти задвижки обычно оставляют открытыми, но если их закрыть, то можно увеличить давление подаваемой через шланги воды.
Затем члены экипажа ушли на обеденный перерыв, оставив включенными пожарные насосы, а задвижки закрытыми.

Вахтенный механик, дежуривший на посту управления в машинном отделении, заметил, что сработала трюмная сигнализация в трюмах 1 и 2. Он подтвердил приём предупредительных сигналов, но не стал выяснять, в чем дело, потому что предположил, что сигнализация сработала из-за дождя. После обеда боцман заметил, что в грузовых трюмах 1 и 2 стоит  вода. К этому моменту  в обоих трюмах было около 0,5 метра воды. Капитан  приказал боцману немедленно найти источник утечки. В то же время капитан начал сбрасывать воду за борт. Когда боцман вошел в грузовой трюм, он увидел, как вода переливается через край ограничивающего пространства. Он также заметил, что вода просачивается из пожарных трубопроводов  как по левому, так и по правому борту. Пожарные насосы немедленно выключили.

Капитан сообщил старшему механику  о затоплении трюмов. Он сказал, что трюмная сигнализация, предупреждающая о высоком уровне воды внутри, срабатывала несколько раз, но вахтенный механик не стал выяснять причину.  Ни одно из ограничивающих пространств не было оборудовано датчиками наличия воды. Ограничивающие пространства, примыкающие к грузовым трюмам 1 и 2, имели отверстия, соединяющие их с грузовыми трюмами. В отличие от других ограничивающих пространств, эти  не были водонепроницаемыми. Через пару дней экипаж вскрыл все  ограничивающие пространства и обнаружил воду в тех, которые примыкали к трюмам 3 и 4. Также  моряки увидели, что внутри ограничивающих пространств повреждены резиновые прокладки между секциями основного пожарного трубопровода. Было очевидно, что закрытые задвижки настолько увеличили давление воды, что это привело к повреждению резиновых прокладок и затоплению грузовых трюмов водой. Экипаж заменил их новыми прокладками из твердого пластика вместо резины.  В ходе обсуждения данного инцидента страховщики рекомендуют операторам судов ответить на ряд вопросов: каковы были непосредственные причины этой аварии; существует ли риск возникновения подобной аварии  на нашем судне; как можно было предотвратить эту аварию.

Подобный инцидент  еще раз доказывает, как важна на судне коммуникация и дисциплина, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – От них  зависит безопасность  судна и экипажа,  а игнорирование элементарных правил приводит к непоправимым последствиям.

Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина
Фото: wikimedia.org

↑ 

Наверх