11.01.2023

Недостаток предупреждающих знаков чреват трагедиями в закрытых помещениях

К такому выводу приводят результаты посвященного гибели матроса расследования Сингапурского бюро по безопасности на транспорте (TSIB), авторы которого выказали озабоченность недостатком типовых обозначений, предупреждающих моряков об опасностях замкнутых пространствах на борту. Кроме того, беспокойство экспертов вызвал тот факт, что при попытках моряков спасти своего коллегу возникла путаница в отношении использования аварийно-спасательного оборудования.

Несчастный случай, о котором идет речь, произошел в апреле этого года, когда сухогруз Nozomi под сингапурским флагом стоял на якоре у берегов Индонезии, приняв на борт 57000 тонн угля. Пока судно ожидало лоцмана и окончания оформления документов, четырем членам экипажа поручили смазать ручки на сходном люке в грузовой трюм. Трое из них затем обнаружили матроса AB лежащим на грузе угля внизу трапа люка.

Третий помощник капитана и старший повар поспешили на помощь товарищу и, надев аварийные дыхательные устройства (EEBD), вошли в грузовой трюм. По словам следователей, просто чудо, что эти моряки остались живы, так как для входа в это закрытое помещение они использовали  ненадлежащее оборудование. При этом тестирования, проведенные через три дня после происшествия в трюме, показали, что уровень кислорода в нем значительно ниже даже половины необходимого для поддержания жизни.

В ходе расследования выяснилось, что моряки ошибочно полагали, что EEBD нужно использовать во всех судовых учениях по входу в закрытые помещения и спасению, даже несмотря на то, что эти устройства не были перечислены в системе управления безопасностью как спасательное оборудование для закрытых помещений. Следователи заявили, что не могут объяснить, почему у моряков возникло такое ошибочное представление об использовании аварийно-спасательных средств, ведь согласно имеющимся записям, и матрос AB, и повар участвовали как минимум в шести учениях по входу в закрытые помещения и спасению, а третий помощник – в четырех.

Кроме того, вопросы возникли к обозначениям на борту. На внешней стороне сходного люка был знак с надписью «Не открывать в море», а на внутренней  – «Проверить безопасность перед входом».

«Хотя такое напоминание может побудить человека провести какие-то проверки, оно не акцентирует внимание на рисках, связанных со входом в закрытые помещения, – отмечается в отчете. – Поэтому желательно размещать такие знаки, которые бы предупреждали экипаж о том, что грузовой трюм следует рассматривать как закрытое помещение, если какое-то время его люк был задраен».

Также следователи отметили, что не существует типовых обозначений для закрытых помещений для размещения на судах. А пока Международная морская организация разрабатывает соответствующие стандарты, судовладельцам следует рассмотреть возможность расположить на видных местах на судне такие обозначения, которые бы служили наглядным постоянным напоминанием экипажу о рисках входа в грузовой трюм.

Один из выводов расследования – перед тем, как приступить к выполнению спонтанного задания по смазке ручек, необходимо было провести оценку рисков, которая позволила бы выявить наихудший сценарий развития событий, при котором  возникнет необходимость войти в грузовой трюм. Кроме того, следователи отметили, что им не удалось установить, почему попытку спасти матроса не предприняла специально для этих целей сформированная и подготовленная аварийно-спасательная команда.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что инциденты в закрытых помещениях – одни из самых смертельно опасных для моряков. Потеря сознания и гибель в условиях недостатка кислорода происходит очень быстро, поэтому любые работы в замкнутых пространствах требуют предельного внимания и соблюдения всех мер предосторожности. Спасение попавших в беду в такой ситуации – не менее опасное мероприятие, к которому морякам необходимо полноценно  подготовиться.

По материалам nautilusint.org, фотография – itfseafarers.org

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх