19.12.2022

Внедрять антикоррупционную политику

Для судоходной отрасли коррупция – серьезная проблема, ведь представители официальных властей в портах часто и настойчиво требуют деньги, сигареты или напитки – так называемые «платежи» за упрощение формальностей. Если экипаж попробует противостоять вымогателям, то в одних странах власти могут понизить свои требования, а в других, наоборот, задержать судно. 

Во время рейса любое судно нуждается в услугах большого количества агентов и должностных лиц, некоторые из них пользуются своим положением для получения взяток. Коррупция принимает самые разные формы – от намека на презент, например, блока сигарет, до вымогательства крупных денежных сумм. 

Не секрет, что для фрахтователей обычная практика – выделять определенную сумму денег капитану, чтобы «угостить» напитками или сигаретами лоцманов, таможенников или бригадиров грузчиков. Если отказаться от платы, то судно могут подвергнуть несправедливому задержанию и необоснованным преследованиям, что повлечет за собой расходы непосредственно для компании, например, штрафы. В этом случае будет трудно доказать, что расходы на самом деле стали следствием незаконных требований. В результате на практике большая часть рисков, связанных с коррупцией в портах, часто ложится на судовладельцев.

Антикоррупционное законодательство

Законы о борьбе со взяточничеством и коррупцией существуют давно, однако сейчас многие страны их ужесточают, в том числе в отношении инцидентов, происходящих за рубежом. Так, Закон США о коррупции за рубежом, равно как и Закон Великобритании о взяточничестве 2010 года имеют экстерриториальное юридическое действие. Одним из свойств антикоррупционного законодательства, которое особенно актуально для судоходной отрасли, является то, что оно запрещает платежи за упрощение формальностей, то есть передачу денег за то, что должностные лица и так обязаны делать.

В соответствии с Законом о взяточничестве, компания может быть признана виновной в совершении уголовного преступления, если сотрудник даст взятку другому лицу, намереваясь получить или сохранить преимущество для своего бизнеса, включая плату за упрощение формальностей. В качестве защиты необходимо показать, что несмотря на частный случай взяточничества, в компании внедрены процедуры, предназначенные для предотвращения подобных инцидентов. Обвинительный приговор за неспособность компании противостоять взяточничеству может повлечь за собой крупные штрафы, поэтому многие пересматривают внутреннюю антикоррупционную политику, чтобы избежать уголовного преследования, если что-то пойдет не так. 

Борьба с коррупцией

Индивидуальные антикоррупционные оговорки используются уже довольно давно, но зачастую они являются более выгодными для стороны, составлявшей договор. Оговорка Балтийского и Международного морского совета (BIMCO) для чартеров – это попытка восстановить баланс ответственности между судовладельцами и фрахтователями.

Вот лишь некоторые подпункты: «стороны соглашаются соблюдать все применимые антикоррупционные законы, которые распространяются на все юрисдикции, в которых действуют стороны и эксплуатируется судно. Также у обеих сторон должны быть внедрены процедуры, предназначенные для предотвращения совершения деяний с  нарушением применимого законодательства». «Если должностное лицо или привлеченные третьи лица требуют у владельца или капитана что-то ценное и оказывается, что выполнение этого требования нарушит антикоррупционное законодательство, то капитан должен как можно быстрее уведомить об этом фрахтователей – совместными усилиями они должны противостоять этому требованию». Или, например, «стороны возмещают друг другу убытки, причиненные в результате несоблюдения применимого антикоррупционного законодательства», а также «любая из сторон может незамедлительно расторгнуть договор чартера, если другая сторона нарушила применимое антикоррупционное законодательство, что, в свою очередь, привело к нарушению антикоррупционного законодательства невиновной стороной». 

Оговорка BIMCO используется там, где это уместно, как в качестве инструмента противодействия коррупции, так и общего соблюдения антикоррупционных требований и управления рисками. В случае использования оговорки фрахтователям и владельцам важно понимать ее действие и последствия. Кроме того, необходимо найти возможность обучения членов экипажа применимому антикоррупционному законодательству, чтобы они знали, что делать, если столкнутся с вымогательством.

Резюме

Даже с учетом усиления противодействия взяточничеству проблемы с коррупцией все равно будут возникать в некоторых портах в обозримом будущем. Поэтому важно, чтобы участники судоходного сектора понимали требования антикоррупционного законодательства и внедряли соответствующую антикоррупционную политику. Так, компании могут извлечь пользу от ISO 37001 – Системы управления противодействия взяточничеству в судоходстве, которая устанавливает требования и содержит рекомендации по созданию, внедрению, поддержке, пересмотру и совершенствованию системы управления противодействия коррупции. Она может существовать обособленно или быть интегрирована в общую систему управления в рамках системы управления безопасностью компании.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что нулевая терпимость к коррупции имеет решающее значение в урегулировании проблемы. «Решить ее можно только сообща – на глобальном уровне», – отмечают в РПСМ. 

Источник maritimecyprus.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх