15.12.2022

Руководство по очистке трюмов навалочных судов

Клуб взаимного страхования Swedish Club в сотрудничестве с CWA International подготовил практическое руководство по очистке трюмов навалочных судов, поскольку эта процедура перед погрузкой очередного груза  является одной из самых  важных операций.  Она требует четкого планирования, подготовки и эффективного выполнения.

Невыполнение надлежащей подготовки трюма перед погрузкой может привести к возникновению страховых претензий, связанных с грузом – его загрязнением посторонними примесями, с переполненными сборными колодцами льял, а также претензий, связанных с контактными условиями  – задержкой, не пройденными осмотрами, потерей фрахта и вытекающими из этого дальнейшими спорами по чартеру.

Требуемый стандарт чистоты
При определении уровня очистки трюма для погрузки предполагаемого груза, необходимо учитывать требования, изложенные в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) в отношении чистоты трюма в зависимости от типа загружаемого груза. Для многих грузов не предусмотрено никаких «особых требований» или указано, что трюм должен быть «чистый и сухой соответственно опасностям груза», а для некоторых грузов предусмотрены особые инструкции.

Примером такого груза является Сера № ООН1350. В Кодексе указывается, что перед погрузкой этого груза трюмы должны быть «чистыми и сухими соответственно опасностям груза, необходимо провести их тщательную зачистку и замывку пресной водой».

Подготовка к очистке грузовых трюмов начинается сразу после завершения выгрузки предыдущего груза, независимо от того, известно ли о следующей погрузке или нет.

Крайне важно, чтобы все участники  линейной цепочки управления - от сотрудников отделов  фрахтования и технической эксплуатации флота  на берегу и до капитана и членов экипажа на борту -  понимали, что нужно делать, а, также, чтобы всё, что для этого требуется — инструменты, материалы, человеческие ресурсы — имелись в наличии в нужном количестве.

То, что приемлемо для одного груза, например подметание и замывка водой, может быть недостаточно для другого, и крайне важно, чтобы все участники знали о том, для какого груза какая очистка требуется, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – В инструкциях к рейсу должны содержаться четкие термины, определяющие груз, который будет перевозиться на борту,  требуемые стандарты чистоты, требования к очистке трюмов после выгрузки, любые вопросы, связанные с соблюдением международных правил, таких как МАРПОЛ, и обязанности капитана и членов экипажа.

Копия чартера всегда должна быть в распоряжении  судна, чтобы посмотреть всю необходимую информацию.

Классы чистоты
1 Hospital clean  - самые строгие требования к чистоте: Все остатки груза, отслоившаяся окалина, краска должны быть убраны, трюмы замыты, высушены и провентилированы. Кроме того, не должно быть повреждений лакокрасочного покрытия на поверхностях, включая трапы, трубопроводы, обратную  часть люковых закрытий,  крышки резервуаров и т. д. Этот тип требований к чистоте чаще всего предъявляется при перевозке  грузов высокого качества, материалов для конечного использования или товаров для непосредственного потребления человеком.

2 Grain clean – высокие требования к чистоте: это самый распространенный стандарт. Если следующий груз не назначен, то после разгрузки, в ожидании дальнейших указаний,  по умолчанию применяется этот стандарт. Трюмы судна требуется очистить в соответствии с классом Grain clean  под погрузку большинства навалочных грузов, таких как все зерновые грузы, цемент, сера, глинозем и удобрения.

3 Normal clean  – средние требования: если в чартер-партии нет конкретных указаний,  не необходимо очистить трюм от остатков предыдущего груза, дважды подмести, его замыть забортной водой, замыть пресной водой и высушить. Этот стандарт очистки обычно используется при погрузке аналогичных или совместимых с предыдущим  перевозившимся грузом. Обычно применяется при перевозке  угля, бокситов, соли, железной руды и т. п.

4 Swept clean / shovel clean – невысокие требования,  означает буквально "подмести или сгрести". В этом случае остатки груза убирают экскаватором, метлой или лопатой. Более точные требования выясняет капитан до выполнения операции очистки.

5 Load on top (Загрузка сверху) – самые низкие требования.  Хотя при загрузке сверху не требуется особой  очистки трюмов, рекомендуется учитывать, что остатки груза помешают тщательному осмотру конструкции трюма на наличие повреждений. К тому же, ели несколько раз подряд очистка трюма происходит в соответствии с этим уровнем  требований, то когда нужно будет произвести очистку на соответствие более высокому классу чистоты, потребуется очень много времени. Поэтому рекомендуется, если позволяет время, периодически очищать трюмы или, по крайней мере, сгребать  остатки груза в одну сторону, чтобы обеспечить возможность  осмотра конструкции трюма.

Другие требования
Важно отметить, что МКМПНГ содержит конкретные требования к очистке трюма после сброса груза. Для большинства грузов  «не предусмотрено особых требований», но для ряда грузов, таких как Сера № ООН1350, имеются подробные инструкции. Так, не следует подметать грузовые помещения и другие конструкции, которые могли соприкасаться с этим грузом или пылью. После сброса этого груза грузовые помещения и, при необходимости, другие конструкции, необходимо промыть пресной водой, чтобы очистить от любых его остатков. Затем эти грузовые помещения необходимо тщательно просушить.
Влажная пыль или остатки могут образовывать высококоррозионную сернистую кислоту, которая чрезвычайно опасна для людей и вызывает коррозию стали. Лица, участвующие в очистке трюмов от этого груза,  должны быть обеспечены защитной спецодеждой, защитными очками и масками.

Выводы
Перед погрузкой следует убедиться, что название и тип предполагаемого груза известны, а  соответствующие инструкции по очистке трюма изучены. Рекомендуется поддерживать минимальный уровень чистоты трюмов после каждой разгрузки, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного осмотра трюмов на наличие повреждений и сократить  время очистки, если потребуется соответствовать более высокому классу чистоты для погрузки следующего груза.
Суда должны выполнять требования Приложения V  МАРПОЛ в отношении сброса остатков груза и мытьевой воды за борт.

Safety4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх