14.12.2022

«Разные в  работе, но объединившиеся ради перемен»

В  Амстердаме   прошла  конференция  профсоюзов  работников  внутреннего  водного  транспорта. Профсоюзы, представляющие более 180 000 работников  буксиров, паромов, речных круизных судов и других видов внутреннего водного транспорта со всего мира, собрались на прошлой неделе в Амстердаме на Конференции Секции внутренних водных путей Международной федерации транспортников (ITF).  В конференции приняли участие 110 профсоюзов из 65 стран, а также эксперты в области устойчивого транспорта и руководители цепочек поставок.

«Внутреннее судоходство – это разноплановый сектор, где трудятся представители разных профессий, во главе которых – члены наших аффилированных профсоюзов  в различных отраслях. Нас всех объединяет то, что мы двигаем этот мир. Наша работа имеет решающее значение для перемещения людей и грузов, благодаря чему  мир и экономика движутся вперед, и мы очень гордимся этим», – сказал председатель Секции внутренних водных путей  МФТ Юрий Сухоруков.

«Наша самая большая проблема – это отсутствие   согласованных правил и положений на государственном уровне в разных странах и непоследовательность в обращении  со стороны фирм, которые определяют направление развития наших отраслей», – добавил он.

Многие делегаты  назвали изменение климата еще одной проблемой, которая все больше затрагивает трудящихся. В последние годы уровень рек в Южной Америке и Европе был настолько низким в течение летних месяцев, что в некоторых местах  это препятствовало речной навигации. «Хотя наши проблемы носят локальный характер, их решения – глобальны. Наша конференция была продуктивной и воодушевляющей – она объединила  нас для решительной борьбы за права работников внутреннего водного транспорта на ближайшие пять лет», –  отметил Сухоруков. 

Согласованные правила, справедливое обращение, необходимые для охраны здоровья и безопасности
Как отметил Юрий Сухоруков, основное внимание делегатов конференции будет сосредоточено на формулировании планов, направленных на то, чтобы добиться от правительств установления  минимальных стандартов во всех странах и последовательности работодателей в обращении с  работниками внутреннего водного транспорта: «В рамках одного речного круиза работнику  может выплачиваться от пяти до восьми разных окладов, потому что судно пересекает границы разных стран, путешествуя вверх по Дунаю или вниз по Рейну. При том, что это очевидно нелепая ситуация,  среди прочего чрезмерно усложняющая расчеты по социальному страхованию, подобное  непоследовательное обращение может быть крайне опасно для работников».

Он подчеркнул, что здоровье и безопасность работников были поставлены под угрозу, а некоторые из них и вовсе остались не у дел из-за того, что круизные операции  осуществлялись в нескольких, иногда даже  пересекающихся, правовых юрисдикциях.

Валентина из Сербии, работница речного круизного сектора, которая раньше работала на морских круизных лайнерах, рассказала участникам конференции о том, почему необходимо решать проблему отсутствия надлежащих, последовательных стандартов безопасности в этом секторе. Она рассказала делегатам конференции о своем личном негативном опыте: «Во время моего первого рейса я подверглась сексуальным домогательствам со стороны моего непосредственного начальника – шеф-повара. Все началось с того, что он «случайно» коснулся моих ягодиц. Потом были ещё прикосновения. Он дышал мне в шею и отпускал неуместные комментарии. Я пожаловалась боссу  моего начальника. Когда я это сделала, мой начальник отозвал меня в сторонку и предложил выпить с ним пива со словами: «Мы же  приятели, разве нет?». Я отказалась.

Мы с мужем пытались поднять этот вопрос. К кому мы только не обращались по электронной почте, даже написали генеральному  директору компании. Они отвечали, что им бы не хотелось, чтобы подобное происходило, но ничем не помогли нам. Они даже не помогли нам добраться домой, когда я списалась с судна. После того, что со мной случилось,  я вижу,  как много женщин стыдятся того, через что им пришлось пройти. Но им-то как раз стыдиться не надо. Стыдно должно быть нашей отрасли, потому что именно нашей отрасли нужно менять отношение к этой проблеме».

Юрий Сухоруков отметил, что наличие большего количества коллективных договоров, покрывающих  речные круизные суда, обеспечит более согласованное обращение с работниками, а также общие механизмы предотвращения, урегулирования и решения проблем, касающихся безопасности работников, в том числе таких, как сексуальные домогательства.

Кроме того, председатель Секции внутренних водных путей подчеркнул, что все страны должны принять Конвенцию Международной организации труда № 190 и безотлагательно ратифицировать ее, сделав частью своего национального законодательства: «Конвенция 190 МОТ – это новая конвенция, которая признает право каждого человека на сферу труда, свободную от насилия и домогательств».
МФТ организовала специальное собрание, чтобы обсудить конвенцию и ее потенциал для повышения безопасности работников морской отрасли. Делегаты горячо поддержали выступление представителя правительства Нидерландов Эрика ван де Хаара, который пообещал, что Нидерланды завершат ратификацию этой конвенции в течение первых месяцев 2023 года. 

Кампания в буксировочном секторе добилась  успехов, но буксиры по-прежнему жаждут согласованности от консолидированных гигантов
Среди делегатов конференции по внутреннему водному транспорту есть внушительная группа профсоюзов, представляющих интересы работников буксирного флота.

Вниманию участников конференции был представлен доклад о ходе совместной кампании   МФТ и Европейской федерацией транспортников (ЕФТ), цель которой – «остановить гонку на дно». Речь идёт о понижательном давлении на буксирные ставки со стороны ограниченного числа поставщиков услуг буксировки, которые либо принадлежат, либо находятся под контролем крупнейших судоходных линий.

«У нас были серьезные проблемы с компанией MedTug, принадлежащей MSC,  которая, работая в бельгийских портах, не соблюдала национальные коллективные договоры и таким образом недобросовестно конкурировала с семейной буксирной компанией Boluda.  В итоге MedTug  перестала быть обособленным поставщиком  буксировочных услуги и теперь работает параллельно с Boluda, мы даже наблюдаем  сотрудничество между двумя этими компаниями. Снова  действуют привычные для экипажей ставки, условия труда и меры безопасности,  которых они по праву заслуживают», – сказал Жак Керкхоф, председатель Комитета ETF по  буксирному флоту.

«Несмотря на то, что кампания была успешной, и мы добились того, чтобы все операторы, работающие  в порту Антверпена, придерживались единых стандартов, мы по-прежнему обеспокоены тем, что в этом порту, а также  во всей Европе и в мире, судоходные гиганты еще больше усилили контроль над услугами по буксировке, да и многие другие транспортные услуги сегодня сосредотачиваются в руках всё меньшего числа операторов.

С начала пандемии слияния и поглощения Maersk нарисовали аналогичную картину консолидации в цепочке поставок. Вопрос в том, будут ли эти гиганты использовать своё рыночное влияние во благо и поддерживать безопасные ставки на услуги буксировки и достойные условия труда, или же они будут проводить политику, направленную на  снижение оплаты и условий труда до небезопасного уровня в этом важнейшем секторе, рискуя целыми цепочками поставок ради краткосрочной сверхприбыли» – сказал Керхоф. 

Svitzer и Администрация Панамского канала – на  заметке у глобальных профсоюзов
Также в ходе конференции делегаты узнали, что Svitzer Towage, принадлежащая Maersk, продолжает снижать ставки буксиров по крайней мере в двух регионах.

По словам представителей из Аргентины, компания Svitzer оказывает понижательное давление на ставки буксиров посредством аутсорсинга и практики заключения контрактов, что ведет  к снижению заработной платы, условий и безопасности экипажей.

В Австралии компания практикует похожие методы.  Svitzer’s Australia ушла из порта Джилонг в декабре 2020 года, уволив свои экипажи  незадолго до Рождества, а через шесть месяцев вернулась с теми же буксирными судами, но уже с другими экипажами, которым платили меньше и нанимали не напрямую, а через аутсорсинговые фирмы. Склонность Svitzer к рождественским сюрпризам снова проявилась  в Австралии в  2022 году, когда в конце ноября, во время инфляционного кризиса, местные менеджеры приняли подвергшееся широкой критике решение отправить в вынужденный отпуск весь свой австралийский персонал. Однако Австралийский суд по трудовым делам быстро заблокировал это решение компании. Сейчас МФТ призывает компанию вернуться за стол переговоров, а компанию Maersk – уважать права своих работников буксировочного сектора.

Также делегаты заслушали сообщение о том, что Администрация Панамского канала (ACP) продолжает нарушать права человека и трудовые права панамских капитанов буксиров, затягивая продление их коллективного договора более чем на три года, в аналогичной ситуации находятся и судомеханики. Профсоюзы продемонстрировали непреклонность в своей солидарности с членскими организациями. Выступавшие делегаты со всего мира призвали работодателей к мирному урегулированию разногласий и  продвижению переговоров, а также к решению проблем, связанных с усталостью капитанов буксиров, которые неоднократно поднимались перед Администрацией Панамского канала.

Профсоюзы выразили поддержку бастующим работникам внутренних водных путей Бангладеш, которые требуют установить минимальную заработную плату в размере не менее 20 000 батов (около USD195) в месяц.

Источник: itfglobal.org 

↑ 

Наверх