12.12.2022

«Моряки – дорогостоящий человеческий капитал»

С 7 по 8 декабря в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге проходила Конференция по подготовке и дипломированию моряков. Центральной темой обсуждения стало новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, вступившее в силу с марта этого года, и практика его применения в течение последних девяти месяцев. Также разговор шел о разработке новых примерных программ дополнительного профессионального образования моряков, освидетельствовании тренажеров в текущих условиях и переходе на электронные формы документов об образовании.

В конференции приняли участие более 150 специалистов, представителей 50 организаций – Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Росрыболовства, Ространснадзора,  уполномоченных организаций Росморречфлота – ФГУП «Морсвязьспутник», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», администраций морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных, проектных организаций и морских образовательных организаций.  Со стороны Российского профессионального союза моряков в конференции участвовал первый заместитель председателя Игорь Ковальчук. Он рассказал о возможности трудоустройства российских моряков в текущих условиях, отметив, что сегодня вопросы их передвижения по миру и смены поднимаются заново, хотя теперь уже в связи с санкциями: «Существует ограничение на авиасообщение между Россией и многими государствами, въезд граждан РФ в значительную часть европейских стран. В связи с этим возникают разные неоднозначные ситуации», – пояснил он.

Один из недавних примеров того, что можно посчитать пристрастным отношением к российским морякам – ситуация, создавшаяся на судне Viva Trinity в Клайпеде. У двоих моряков на борту обнаружились проблемы со здоровьем. Несмотря на то, что состояние не было острым, продолжать работать они не могли, врач дал заключение, что моряков необходимо репатриировать. Несмотря на это, почти месяц пришлось добиваться того, чтобы местные власти выдали визу на репатриацию в Калининград, находящийся в нескольких часах езды от места положения судна.

В целом санкционные ограничения служат поводом для беспокойства относительно перспектив работы моряков из РФ у иностранных судовладельцев. А таких членов экипажей – немалая часть: по имеющимся данным, за рубежом трудоустроено в два раза больше российских тружеников флота, чем в России. И хотя некоторые из формально зарубежных компаний также находятся в собственности отечественных судовладельцев, немалую часть составляют и действительно иностранные компании.

Однако, как отметил Игорь Ковальчук, сегодня ситуация с трудоустройством к зарубежным судовладельцам все же не является критической: «На самом деле действительно есть некоторые иностранные компании, которые перестают нанимать наших моряков. Например, норвежская компания Wilson, в основном нанимающая россиян в Архангельске. Суда не очень большие, экипажи тоже, но более 60 теплоходов – это довольно много рабочих мест. Сегодня россияне остались только на 30 из них. Компания в основном осуществляет рейсы в европейские порты, и, как объясняет судовладелец, таким образом пытается избежать проблем. От этого, конечно, не легче. Но на сегодняшний день такие примеры немногочисленны».

Кроме того, Игорь Ковальчук отметил, что в профсоюзе считают необходимым появление системы освобождения моряков от призыва во время мобилизации – квалифицированных специалистов немного, а обучение требуется длительное. «Моряки – довольно дорогостоящий человеческий капитал, – подчеркнул заместитель председателя РПСМ. – Подготовка компетентного специалиста, особенно старшего комсостава, обходится в серьезные средства как государству, так и судовладельцу. И такой ресурс, с нашей точки зрения, нужно беречь».

На конференции также рассматривалась и проблема прохождения плавательной практики. Набрать плавательный ценз для курсантов и раньше часто было непросто, сейчас же многие иностранные судовладельцы сократили прием практикантов из России – во многом в связи со значительным увеличением затрат на их доставку до судна. Тем временем 12 месяцев практики являются обязательными для получения учебного диплома. В связи с этим директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Сергей Айзинов выступил с предложением применить практику ряда морских администраций и использовать комплексную тренажерную подготовку курсантов-судоводителей и судомехаников на полномасштабных интегрированных навигационных тренажерах  и тренажерах судовой энергетической установки в качестве эквивалента части стажа работы на судне.  

Он отметил, что тренажерная подготовка может дать курсантам выпускного курса,  которым не хватает стажа работы на судне, знания и практические навыки организации вахты, взаимодействия в команде, лидерства, действий в аварийных ситуациях, которые требуются таблицами компетентности Кодекса ПДНВ. «Мы должны использовать наилучшие практики, в том числе уже использующиеся в других странах, а также современные технологии и методики обучения для повышения эффективности подготовки курсантов плавательных специальностей, – подчеркнул С. Айзинов. Он предложил провести подобный эксперимент в четырех вузах Росморречфлота и Росрыболовства и, в случае положительного результата, предложить Минтрансу России внести соответствующие поправки в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.

Фотография – https://prof.gumrf.ru

↑ 

Наверх