05.12.2022

Прожекторы стали причиной возгорания

Пожары и взрывы на борту являются одними из самых опасных происшествий для судна и экипажа. А, как показывает анализ, проведенный страховой компанией Allianz Global Corporate & Specialty, еще и самыми расходными для судовладельцев: именно они сегодня лидируют по стоимости претензий. Многие возгорания непосредственно связаны с грузом. В бюллетене по безопасности страхового клуба Swedish Club приводится анализ одного из инцидентов, когда пожар в трюме начался из-за работы прожекторов.

Так, все три трюма балкера загрузили жомом сахарной свеклы.  После погрузки, которая заняла 27 часов, экипаж задраил вентиляционные люки и закрыл все другие точки доступа в грузовые трюмы. В трюме № 1 между грузом и люком оставалось два метра пустого пространства. В трюмах № 2 и № 3 груз доходил почти до его комингса.

Через два дня после погрузки экипаж заметил дым, исходящий из трюма № 2. Команда обнаружила  горячие участки в трюме № 2 на поперечном комингсе люка как ближе к носовой, так и к кормовой части левого борта, а также еще одну точку в трюме № 3 на поперечном комингсе люка в кормовой части левого борта. Все они располагались рядом с углублениями в комингсах, где были прожекторы заливающего света, предназначенные для освещения грузовых трюмов.

Тогда экипаж отключил электроэнергию от прожекторов, а капитан приказал заполнить трюм №2 CO2, чтобы остановить горение. С помощью углекислого газа полностью потушить пожар не удалось, но на некоторое время его интенсивность ослабла. Когда судно прибыло в порт разгрузки и открылись грузовые люки, из трюма № 2 вырвалось пламя, а из трюма № 3 – столб дыма. Верхний слой груза во втором трюме сгорел, но все, что располагалось ниже четырех метров от верха, не пострадало. Вокруг прожекторов были четкие следы обгорания, и такие же виднелись у комингса в местах, где обнаружили горячие точки.

Сами прожекторы находились на метр ниже поверхности груза в трюмах № 2 и № 3, их покрывал черный обожженный груз. При этом в трюме № 1 по левому и правому борту было установлено два прожектора, а в грузовых трюмах № 2 и № 3 – по четыре. Все они располагались в углублениях  комингса люка и были защищены круглыми решетками, предотвращающими попадание в них крюков кранов, грейферов и т. д. Однако они не могли защитить от попадания на стекло прожекторов насыпного груза, такого как, в частности, жом сахарной свеклы.

Включение и выключение прожекторов осуществлялось с мостика с помощью четырех клавишных переключателей, располагавшихся на специальной панели. Они были обозначены цифрами 1, 2, 3 и 4 соответственно. Никаких рисунков или надписей, поясняющих, какие зоны обслуживали эти переключатели, не прилагалось.

Последующее расследование показало, что прожекторы в трюмах подключили не в соответствии с поставленными вместе с судном утвержденными монтажными схемами. На борту не было ясно, какие прожекторы каким переключателем управляются. Пожар же возник потому, что несколько прожекторов в трюме оставались включенными, когда загружавшийся груз накрыл их.

Отмечается, что во многих трюмах на сухогрузах и судах для перевозки генеральных  грузов имеются стационарные фонари. Лампы галогенного типа могут легко воспламенить горючие грузы, такие как зерно, корма для животных, древесная щепа, целлюлоза и бумага, если они находятся слишком близко к источнику искусственного света. Поэтому, отмечают в Swedish Club, прожекторы в трюмах необходимо должным образом изолировать перед погрузкой груза. Лучше всего это сделать, удалив предохранители или другие физические звенья в электрических цепях, чтобы их нельзя было включить даже по ошибке. На контейнеровозах также необходимо следить за расположением прожекторов: не должно возникать риска перегрева груза или других огнеопасных материалов. На борту автомобилевозов тем временем обычно устанавливают  флуоресцентные прожекторы, которые вряд ли могут вызвать воспламенение. Тем не менее имеет смысл оставлять их выключенными, когда они не нужны, особенно в трюмах с огнеопасными грузами.

В Российском профессиональном союзе моряков рекомендуют членам экипажей в первую очередь беречь себя, внимательно относиться к правилам охраны труда и следовать требованиям противопожарной безопасности. Ведь иногда небольшая ошибка может привести к большому пожару.

По материалам Safety4Sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх