02.12.2022

«Наболевшие» вопросы

На днях в Адмиралтействе прошло заседание Секции по морской медицине Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ. Эксперты со всей страны обсудили важные для отрасли вопросы – от состояния морской медицины в целом до подписанного накануне приказа Минздрава №714: документ касается порядка проведения медосмотров на наличие медицинских противопоказаний к работе на судах и содержит нововведение – химико-токсикологическое исследование на наличие в организме наркотических и психотропных веществ. В числе приглашенных был первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук. Свое выступление он посветил давно наболевшей теме – реализации требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве по составу судовых аптечек.

Напомним, что КТМС обязывает обеспечить все суда судовой аптечкой, состав которой должен определить компетентный орган и контролировать его с учетом рекомендуемых на национальном и международном уровнях медицинских стандартов. Однако сегодня в РФ, ратифицировавшей КТМС, отсутствуют нормативно-правовые акты, регулирующие эти вопросы: действовавший раньше приказ Минздравсоцразвития России утратил силу еще 30 сентября 2014 года. Необходимо появление нового документа, соответствующего Конвенции и другим международным рекомендациям, который утвердит требования к комплектации аптечки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения с учетом типа судна, количества находящихся на его борту моряков, направления и продолжительности рейсов, характера перевозимого груза.

В частности, рекомендуемый состав лекарственных препаратов содержит Справочник лекарственных средств, являющийся приложением к Международному руководству по судовой медицине. В том числе в нем содержатся наркотические и психотропные лекарственные средства, которые могут потребоваться для оказания первой помощи и в экстренных случаях. При этом в России есть проблема с возможностью закупки на суда таких препаратов: у судовладельцев нет лицензии на фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных лекарственных средств, а порядок их использования на судах отсутствует.

Таким образом существующий регламент по работе с наркотическими препаратами не позволяет иметь эти лекарства на судах без медицинского работника – российским законодательством их оборот привязан к осуществлению медицинской деятельности. Хотя по сути человек, отвечающий за медицинскую помощь, на борту есть. Так, в соответствии с КТМС на судах, где нет врача, есть моряк, ответственный за медицинское обслуживание, назначение и применение лекарств и прошедший курс подготовки по медицинскому уходу согласно международным обязательствам РФ – Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенции ПДНВ). Такая подготовка, в частности, учит их обеспечивать больным или травмированным лицам удовлетворительный уровень медицинского обслуживания в период их вероятного нахождения на борту. Либо присутствует член экипажа, ответственный за оказание первой медицинской помощи и прошедший соответствующее обучение.

– Сложилась парадоксальная ситуация, когда за границей наши суда вынуждены пополнять судовую аптечку наркотическими лекарственными препаратами, которые предназначены для эффективного обезболивания и спасения человеческой жизни, для проверок портовых властей, а при пересечении границы с Россией, буквально их ликвидировать, – отметил Игорь Ковальчук.

При этом страховые компании также требуют выполнения рекомендаций Международного руководства по судовой медицине, в том числе в части содержания судовых аптечек – в противном случае судовладельцам может быть отказано в страховом возмещении расходов на лечение моряков.

В РПСМ уверены: по этому вопросу необходимо внесение поправок в законодательство, в частности в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Кроме того, нужно разработать порядок обеспечения морских судов наркотическими и психотропными лекарственными средствами (получение, учет, хранение и списание), которые должны быть согласованы с соответствующими органами контроля за оборотом наркотических препаратов. Также следует утвердить Инструкцию по применению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Надо сказать, что какие-то попытки внести изменения в законодательство предпринимались. Так, в 2019 году Институт промышленной и морской медицины разработал проект приказа Минздрава России «Об утверждении требований к комплектации судовой аптечки», который был рассмотрен на заседании секции № 2 «Медико-санитарные проблемы судовой и водолазной медицины» проблемной комиссии № 6 Научно-технического совета Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). В нем участвовал и РПСМ. В итоге комиссия вынесла решение о принятии проекта приказа за основу, его доработке и последующем направлении для утверждения. Однако это так и не было реализовано.

 В 2021 году ФМБА разработало новый проект приказа, но он не нашел поддержки у Минздрава. Основные замечания ведомства сводились к тому, что использование лекарственных препаратов осуществляется только в рамках оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, составляет медицинскую деятельность, осуществляемую медицинскими работниками и подлежащую лицензированию. И что действующим законодательством РФ в сфере охраны здоровья не установлено понятие «первая медицинская помощь», в рамках которой проектом предусмотрено назначение лекарственных препаратов обученным ответственным членом экипажа судна. РПСМ в свою очередь не может согласиться с этими замечаниями. От имени профсоюза Игорь Ковальчук выразил ФМБА и НИИ промышленной и морской медицины благодарность за попытки сдвинуть с места решение вопроса и обратился к Минздраву России с просьбой активизировать усилия в этом направлении.

Обсуждались в ходе заседания секции и другие немаловажные вопросы. Это и создание центров охраны здоровья моряков в крупных портовых городах, и развитие водолазной медицины, и совершенствование системы медобеспечения ВМФ,  и вопросы организации медицинской помощи морякам и членам их семей в СанктПетербурге. Дискуссии вновь вызвал вопрос о реестре медицинских организаций, которым разрешено проводить медосмотры и давать соответствующие заключения о годности к работе на судах. По словам специалистов, такой перечень должен быть утвержден на федеральном уровне, чтобы свести к минимуму вероятность ошибок.

Источник – marine.org.ru и ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх