01.12.2022

Пожары и взрывы прожгли дыру в карманах морских страховщиков

Как свидетельствует анализ, проведенный страховой компанией Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), именно они теперь лидируют по стоимости претензий. Таким образом сегодня пожары на борту контейнеровозов и автомобилевозов заняли место столкновений и посадок на мель, которые традиционно были источником самых разорительных исков для морских страховщиков.

Опасный рост

Сообщается, что всего для доклада «Глобальные тенденции в морском страховании» AGCS проанализировала 240 000 страховых исковых претензий на $9,2 млрд, поступивших за последние 5 лет. Оказалось, что суммы претензий по искам, связанным с пожарами и взрывами на борту, составили 18% от общей стоимости всех претензий за период, закончившийся 31 декабря 2021 года, а суммы претензий по судоходным инцидентам – 17%.

«Количество пожаров на борту крупных судов значительно увеличилось за последние годы, во многих случаях горел груз, – говорится в докладе. – Огонь было трудно потушить, инциденты представляли большой риск полной гибели судна, людей и являлись угрозой окружающей среде».

AGCS заявила, что распространенная причина пожаров – предоставление недостоверной или неполной информации о грузе. Кроме того, увеличилось количество пожаров и взрывов в машинном отделении. Что касается роста числа инцидентов на борту автомобилевозов, то в докладе страховой компании сообщается, что среди способствующих этому факторов не последнее место занимает рост количества автомобилей с электрическим приводом и электромобилей, использующих литий-ионные аккумуляторы. В качестве подтверждения приводятся пожары на борту Felicity Ace, Hoegh Xiamen и Cosco Pacific.

«Новой яркой тенденцией стала угроза, которую представляют литий-ионные аккумуляторы – в электромобилях или в качестве отдельно перевозимого груза, –  сообщается в докладе. – Часто они хранятся, размещаются и перевозятся без соблюдения необходимых требований. Эти легко воспламеняющиеся аккумуляторы стали причиной целого ряда пожаров на борту автомобилевозов и контейнеровозов в последние годы».

Поскольку возгорания литий-ионных аккумуляторов трудно поддаются тушению, AGCS рекомендует обратить особое внимание на подготовку экипажа методам борьбы с такими пожарами.

Капитан Рахул Ханна, директор подразделения Global Marine Risk Consulting в AGCS, отметил, что в целом в области морских страховых претензий существует тренд на снижение их количества, однако теперь пожары стали представлять самую большую угрозу безопасности в отрасли.

Глобальная инфляция

Согласно анализу AGCS, стоимость претензий по страхованию судов также может вырасти из-за глобальной инфляции, которая привела к увеличению расходов на ремонт, сталь, запчасти и оплату труда рабочих. Рост размеров и цены судна и грузов также является фактором,  потенциально увеличивающим убытки страховщиков. Данные брокера Clarksons показывают, что за прошлый год мировой торговый флот вырос в стоимости на 26% – до 1,2 трлн долларов.

При этом AGCS подчеркнула, что инцидент с посадкой на мель в Суэцком канале контейнеровоза Ever Given вместимостью 20,388 TEU продемонстрировал, как легко контейнеровоз таких гигантских размеров может сесть на мель.

Изменение климата

Этот фактор также грозит ростом затрат страховых компаний. По данным AGCS, экстремальные погодные условия в 2021 году стали причиной 25% убытков морских страховщиков. Кроме того, бурное море привело к увеличению числа упавших за борт контейнеров. Согласно данным  Всемирного совета судоходства, их среднее количество выросло на 18% за последние два года.

Наконец, страховщикам еще предстоит узнать, каким будет окончательный счет страховых претензий в связи со спецоперацией в Украине. Десятки судов застряли в ее портах и до сих пор остаются там, в отношении многих из них по прошествии 12 месяцев, то есть в феврале следующего года, будет принято решение о признании их полной конструктивной гибели.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в настоящий момент готового решения проблемы пожаров на борту нет. До тех пор, пока грузы в контейнерах недостаточно строго контролируются, опасность внезапного возгорания сохранится. В текущих условиях морякам остается только внимательно следить за исправностью пожарного оборудования и своевременно предпринимать необходимые действия в экстренных ситуациях. Проблема же в целом требует решения на более глобальном уровне.

По материалам TradeWinds, фотография – VesselFinder

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх