29.11.2022

Кампания по расширению участия женщин в судоходстве демонстрирует медленный прогресс

Как известно, гендерное равенство в судоходной отрасли рассматривается как ключ к экономической устойчивости и повышению производительности труда. Однако, согласно данным Балтийского и Международного морского совета (BIMCO) и Международной палаты судоходства (ICS) за 2021 год, несмотря на международные усилия по расширению участия женщин в судоходстве, они по-прежнему составляют лишь 1,2% морской рабочей силы на флоте. Это на 45% больше, чем в 2015 году, но по-прежнему медленный прогресс. 

Законодательная база

Путь к гендерному равенству в трудовых отношениях – долгий, и законодательство играет в этом процессе не последнюю роль. Хорошими примерами являются возросшее внимание общественности к гендерному равенству и стремление к более правильному балансу между работой и личной жизнью. Так, пандемия коронавируса привела к широкому обсуждению в Европе темы предоставления мужчинам отпуска по уходу за ребенком.

Например, с 4 апреля 2022 года все государства-члены ЕС обязаны предоставлять своим сотрудникам, ставшим отцами, как минимум 10 дней оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Эта мера направлена на устранение любых колебаний со стороны руководителей в отношении найма женщин из-за опасений, что им придется предоставить оплачиваемый отпуск по беременности и родам. 

К слову, чтобы исполнить эту директиву некоторым европейским странам придется пройти через серьезные изменения в законодательстве. 

Конвенция о труде в морском судоходстве

С 1920 по 1996 гг. Международная организация труда ввела в действие 39 конвенций, защищающих права моряков. На сегодняшний день основным документом, объединившим в себе эту работу, является Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС), которая обеспечивает соблюдение прав моряков. Она охватывает минимальные требования в отношении членов экипажей – возраст, медицинское освидетельствование, подготовку и квалификацию; условия занятости – трудовой договор, заработную плату, часы труда и отдыха, отпуск, репатриацию и компенсацию; жилые помещения на борту, питание и условия для отдыха; охрану здоровья, включая медицинское обслуживание, социальное обеспечение, предотвращение несчастных случаев и ответственность судовладельцев.

Наряду с обеспечением основных прав моряков судоходная отрасль в последнее время стала уделять больше внимания стимулированию широкого участия женщин в секторе, что согласуется с общими стратегиями Организации Объединенных Наций, направленными на повышение гендерного равенства на рабочем месте.

Для привлечения женщин на флот 

Так, Декларация тысячелетия ООН, подписанная в сентябре 2000 года, обязывает мировых лидеров бороться с рядом социальных проблем, включая дискриминацию в отношении женщин. Цели ООН, утвержденные в 2015 году, концентрируют глобальные усилия и внимание на 17 актуальных проблемах, одна из которых касается конкретно гендерного равенства.

Среди других усилий, предпринятых в последние годы, – Международная морская организация учредила 18 мая как Международный день женщин в морской отрасли. А в 2013 году по итогам региональной конференции ИМО была подписана Пусанская декларация, призванная стимулировать привлечение женщин для работы в судоходном секторе.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на глобальном уровне усилия, судоходство остается отраслью, в которой женщине трудно построить карьеру.

Почему так мало женщин?

Ограниченное число женщин в мировом плавсоставе, особенно на борту грузовых судов, уже несколько лет является предметом горячих дискуссий. Есть несколько причин, по которым их количество остается крайне незначительным, но все их можно свести к двум – характер отрасли и отсутствие возможностей. 

Так, по данным МОТ, попадая в рабочую среду, ориентированную на мужчин, женщинам часто приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы проявить себя, добиться одобрения, заслужить признание и подтвердить право занимать определенную должность.

К тому же торговый флот всегда считался отраслью, где доминируют мужчины, что обусловлено тяжелой физической работой, отсутствием контроля на борту и что наиболее важно – укоренившимися издавна морскими традициями.

Что касается возможностей, то до сих пор существуют судоходные компании, которые не хотят принимать на работу женщин. Сдерживающий фактор – материнство. Оно же препятствует построению морской карьеры. По состоянию на 2020 год, из 88 стран, ратифицировавших КТМС, только 54 государства предоставляли женщинам пособия по беременности и родам в рамках предусмотренных государством программ социальной защиты. 

Кроме того, широко распространена практика, особенно в круизном секторе, проведения тестов на беременность перед рейсом, что является нарушением Конвенции МОТ 2000 года об охране материнства.

Что делать?

В недавнем выпуске журнала Sea of Change консультанты юридической фирмы International Maritime Law Chambers (IMLC) Маниша Тивари и Мринал Айяппа рекомендуют судоходным компаниям сорганизовать специальные горячие линии, куда женщины могли бы обратиться с любыми проблемами и вопросами, которые возникнут у них в рейсе. Также они советуют сосредоточить внимание на разработке жесткой политики против домогательств в соответствии с национальным законодательством.

Эксперты добавляют, что роль морских профсоюзов, входящих в Международную федерацию транспортников, крайне важна в обеспечении эффективного выполнения КТМС и в качестве дополнительной защиты женщин, работающих на флоте.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: существующие кампании по разнообразию и инклюзивности, которые проводят Международная морская организация, Международная федерация транспортников и Международная палата судоходства, действительно меняют ситуацию в лучшую сторону. Эта работа способствует найму большего числа женщин на суда, однако работодатели обязаны гарантировать, что на флоте для них создана безопасная атмосфера и благоприятная почва для карьерного роста. «В общих интересах внедрять политику и процедуры, которые предотвратят домогательства в сфере труда, но важнее – развивать культуру нетерпимости к насилию. Например, важным инструментом является Конвенции № 190 против харассмента на рабочем месте. Она содержит положения, способные защитить работников от домогательств и притеснений, вне зависимости от их пола, возраста и занимаемой должности. Россия обязательно должна присоединиться к этому уникальному и важному документу», – считают в РПСМ. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото nautilusint.org



↑ 

Наверх