10.10.2022

Минимум морского льда

Национальный центр данных по снегу и льду США (NSIDC) заявил, что согласно данным спутниковых наблюдений 22 сентября площадь арктического морского льда достигла десятого самого низкого уровня за всю историю спутниковых наблюдений, начавшихся чуть более 40 лет назад. По мнению доктора Шан Прайор, ведущего консультанта Альянса «За чистую Арктику», в связи с этим государствам арктического побережья и другим странам следует воспользоваться наблюдающимся в этом сезоне затишьем в международных транзитных перевозках, проходящих через арктический Северный морской путь, и вместе активизировать меры по борьбе с изменениями климата в рамках морских перевозок.

«Внедрение зеленых судоходных коридоров по всей Арктике позволит значительно снизить воздействие судов, проходящих через эти воды, как на морской лед и арктические экосистемы, так и на глобальные изменения климата», – также добавила Прайор.

По ее словам, с учетом нынешнего климатического кризиса и призыва Межправительственной группы экспертов по изменению климата вдвое сократить глобальные выбросы парниковых газов к 2030 году, чтобы остановить нагревание планеты свыше 1,5 градусов, совершенно ясно, что необходимо удвоить усилия по сокращению выбросов черного углерода и парниковых газов в судоходстве, в частности от судов, работающих в арктических снегах и льдах и вблизи них.

Отмечается, что когда черный углерод, недолговечный климатический фактор, на долю которого приходится около 20% воздействия судоходства на климат, выделяется в составе выхлопных газов с судов и оседает на снег и лед, он ускоряет их таяние и ведет к потере отражательной способности. Это явление называется эффект альбедо: он создает петлю обратной связи, которая еще больше усугубляет локальное и глобальное нагревание поверхности Земли.

«В мае 2022 года министры северных стран обязались создать экологически чистые коридоры для судоходства без выбросов, что обеспечит необходимую защиту их вод, – отметила Прайор. – В августе Альянс «За чистую Арктику» призвал министров принять необходимые меры для сокращения выбросов черного углерода, парниковых газов и предотвращения сброса сточных вод от скрубберов в воды северных регионов Арктики, то есть на маршрутах между Гренландией, Исландией, Норвегией и другими регионами».

В обращении были изложены следующие меры, по мнению представителей Альянса необходимые для борьбы с глобальным потеплением:

– перевести суда на использование дистиллятного топлива для сокращения выбросов черного углерода;

– ускорить введение мер, направленных на сокращение выбросов парникового газа с судов до 2030 года;

– запретить использование и транспортировку мазута до вступления в силу запрета ИМО на  тяжелое топливо в Арктике в 2024 году;

– запретить использование скрубберов и связанных с ними сбросов;

– развивать береговое электропитание судов в портах.

Прайор подчеркнула, что текущий климатический кризис и временное затишье в судоходстве по Северному морскому пути создают возможность для арктических стран и всех остальных, чьи суда работают в регионе, реализовать меры, к которым Альянс призвал северные страны, чтобы защитить Арктику и сдержать глобальное потепление на планете.

Отмечается, что Арктика нагревается в среднем в четыре раза быстрее, чем планета в целом, и, по данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приближается к точке, «за которой могут последовать быстрые и необратимые изменения», такие как массовая потеря морского льда. Кроме того, по данным МГЭИК, скорее всего при всех климатических и социально-экономических сценариях города и населенные пункты, расположенные на низменных прибрежных территориях, малые острова, арктические поселения, отдаленные поселения коренных северных народов столкнутся с серьезными разрушениями к 2100 году, а некоторые из них – уже к 2050 году.

В это связи Альянс «За чистую Арктику» призвал принять ряд срочных мер по предотвращению климатической катастрофы. В первую очередь его представители считают: государства-члены ИМО должны обеспечить немедленный переход на дистиллятное топливо судов, работающих в  Арктике или поблизости, и как можно быстрее разработать глобальные меры для решения проблемы выбросов черного углерода в глобальном масштабе, а также ужесточить и ускорить  краткосрочные меры (в том числе пересмотреть планы, касающиеся Индикатора интенсивности выбросов углерода), обеспечивающие сокращение выбросов парниковых газов с судов вдвое к 2030 году. Также члены ЕС должны поддерживать региональные меры по сокращению выбросов от судов, заходящих в европейские порты и работающих в Арктике.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: каждый человек имеет право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду. Поэтому принимая любые решения, государства и компании должны руководствоваться тем, как их действия отражаются на мире, в котором мы живем. Не в последнюю очередь это касается судоходства, ответственного за значительное количество вредных выбросов в атмосферу.

По материалам marineinsight.com, фотография – Википедия

Перефод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх