14.09.2022

Претензии сами собой не урегулируются

В БТО РПСМ обратился моряк, который из-за сложившейся ситуации на судне российского владельца намерен списаться и через суд добиваться выплаты причитающейся ему заработной платы. В связи с чем  он задает вопрос, какие понадобятся документы для обращения в суд.

– Мы неоднократно обращали внимание моряков на документы, которые должны быть у моряка перед отправлением в рейс, – говорит юрист Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков Дмитрий Иванов. – Это контракт о найме (трудовой договор) – оформленный надлежащим образом и содержащий подробные условия труда на судне. К таким условиям относятся, помимо прочих, сроки найма, занимаемая должность, перечень должностных обязанностей, и конечно, условие о размере заработной платы.
Если в компании или на судне имеется коллективный договор, то необходимо постараться получить его копию. Естественно, нужна судовая роль и паспорт моряка. По окончании рейса к указанным документам должны прибавиться справка о плавании и справка о невыплаченных моряку суммах (депонентская справка), если конечно, задолженность судовладельца имеет место быть.

Далее, имея на руках данные документы, предварительно составив исковое заявление, в двух экземплярах, можно подавать документы в районный суд. Именно районный суд уполномочен Гражданско-процессуальным кодексом РФ рассматривать исковые заявления о взыскании заработной платы на сумму более 50 000 рублей. Однако, если размер задолженности не превышает в общей сумме 50 000 рублей, то в соответствии со ст. 23 ГПК РФ, с исковым заявлением придется обращаться к Мировому судье, того района, в котором имеет регистрацию организация должник.

Учитывая, что моряк работал на судне под российским флагом, есть очень важный момент, на который стоит обратить внимание: это установленный законом (предельный) срок обращения в суд с указанным выше исковым заявлением. Пропуск указанного срока  без уважительных  со стороны моряка причин служит основанием для отказа в иске о взыскании оплаты за рейс.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник (в том числе и моряк) имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении любого своего права связанного с работой на судне, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Указанная статья устанавливает общий срок исковой давности при разрешении индивидуальных трудовых споров. Начальный срок его исчисления связан с моментом, когда моряк узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. в момент невыплаты заработной платы в установленный срок.

В изложенной ситуации речь идет о праве на получение заработной платы. Учитывая, что моряк не лишен возможности самостоятельно определить размер причитающейся ему заработной платы и срок ее выплаты, предполагается, что о нарушении своего права на выплату он должен был узнать не позднее дня выплаты ему заработной платы.

Таким образом, моряк имеет право обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы  в течение 12 месяцев со дня невыплаты ему заработной платы или когда истек срок ее выплаты.

– В качестве примера приведу судебное дело, которое слушалось в Санкт-Петербургском районном, а за тем в городском судах, – говорит Дмитрий Иванов. –  Моторист «N», длительное время работавший в российской судоходной компании на судне под флагом России, перед выходом на пенсию посчитал и пришел к выводу, что судовладелец в течение последних пяти лет не доплачивал ему заработную плату. В том числе он не правильно оплачивал его работу в выходные и праздничные дни на борту судна в рейсе.

После длительных судебных слушаний районный суд от имени Российской Федерации вынес решение и взыскал в пользу моряка все суммы за последние 5 лет, на которые претендовал моряк.

Городской суд Санкт-Петербурга с решением районного суда не согласился и решил, что моряк по сути прав в том, что на протяжении последних 5 лет работодатель вводил его в заблуждение и недоплачивал ему. Однако, как посчитал городской суд, моряк должен был догадаться о том, что ему неправильно начисляют заработную плату, раньше  и соответственно должен был раньше обратиться в суд с данным вопросом.

Таким образом, Санкт-Петербургский городской суд вынес новое решение по иску моряка, отказав моряку в удовлетворении его требований за первые 4 года работы в компании по причине пропуска моряком срока обращения в суд. При этом в части требований моряка за последний рейс дело было возвращено в районный суд для уточнения расчетов.

После уточнения расчетов районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил требования моряка, взыскал ему недоплаченные компанией суммы за период последнего рейса.

Однако есть маленький нюанс. Данное правило применимо к морякам, работавшим на судах под российским флагом и в российских судоходных компаниях.

Что касается моряков, работавших на судах под иностранными флагами и в иностранных компаниях, то данная норма трудового законодательства России на них не распространяется.

Подводя итог изложенному выше, можно посоветовать только одно: если есть претензии к судовладельцу, то не стоит откладывать на потом их урегулирование. Как показывает практика, претензии сами собой не урегулируются.

По материалам БТО РПСМ


↑ 

Наверх