09.09.2022

Не зарплатой единой: как привлечь кадры в отрасль

Сегодня в морской отрасли существует ощутимая нехватка кадров, особенно среди тех, кто выполняет коммерческие и операционные функции. Это одно из последствий «Великой отставки»: из-за пандемии у многих людей произошла переоценка ценностей и изменились ожидания от карьеры. В результате, чтобы привлечь новых высококвалифицированных работников, судоходным компаниям часто приходится выходить за рамки планового бюджета, выделенного на расходы по найму персонала: повышать зарплаты и выплачивать дополнительные бонусы сотрудникам, чтобы их не переманили конкуренты – люди отказываются от привлекательных вакансий, если нынешний работодатель готов сделать более выгодное предложение. О своем взгляде на текущую ситуацию в отрасли рассказал Фил Пэрри, председатель компании Spinnaker, специализирующейся на работе с морскими кадрами.

По его словам, еще одно из проявлений кризиса в сфере найма заключается в том, что сегодня на рынке труда необычайно вырос спрос на административно-технический персонал, выпускников вузов без опыта и тех, кто ищет подработку. Это добавляет головной боли судоходным компаниям, поскольку им приходится платить завышенную зарплату людям с небольшим опытом или вообще без него, то есть теперь они сражаются с конкурентами за соискателей, чьи кандидатуры раньше рассматривали бы в лучшем случаев  во вторую очередь.

Надо сказать, что схожие проблемы при поиске кадров сегодня испытывает не только морская отрасль, но и многие другие, поэтому судоходные компании сталкиваются с еще более жесткой, чем обычно, конкуренцией со стороны других секторов, также страдающих от нехватки кадров.

Однако в этой ситуации есть и положительные стороны. Хорошая новость в том, что решение проблемы кадрового голода  в морской отрасли не ограничивается повышением зарплаты. Помимо этого компании с невиданным ранее рвением стали заниматься такими вопросами, как культура труда и корпоративная культура, обучение кадров и личностный рост сотрудников. Похоже, работодатели, наконец, поняли, что людям сегодня крайне важна мотивация: они хотят знать, какую цель преследует каждый из них в отдельности и компания в целом. Речь не обязательно идет о каких-то грандиозных миссиях по изменению мира. Только о том, чтобы дать людям стимул вставать и идти на работу по утрам.

Изменения коснулись и формата труда: один из проведенных недавно опросов показал, что 86% организаций морской отрасли в настоящее время внедрили ту или иную форму удаленной работы для офисных сотрудников, а 40% оставшихся планируют это сделать. Компании, которые не успевают адаптироваться к изменениям в организации труда, уже сталкиваются с дополнительными трудностями при наборе персонала. С точки зрения культуры труда, пандемия изменила баланс сил в том, что касается желания сотрудников работать из дома. Сегодня уже считается нормальным, что интерес соискателей к той или иной вакансии в значительной степени зависит от того, предполагает ли она хотя бы частичную работу на «удаленке».  Два дня в неделю трудиться из дома – самая распространенная просьба соискателей. Отсутствие гибкости в этом вопросе часто приводит к пропаже интереса к вакансии.

Очень похоже, что культура труда в судоходной отрасли претерпевает значительные изменения. Мало того, что работодатели, кажется, осознали потребность в мотивации и признали  необходимость инвестиций в развитие лидерских качеств сотрудников, так многие из них, по всей видимости, искренне хотят добиться соответствия практики и публичного образа компании представлению о «зеленом» и «социально ответственном» предприятии. При этом большинство клиентов Spinnaker в этих вопросах принимают возможность изменений, которые выходят далеко за рамки соблюдения минимальных нормативов и стандартов. Как результат, они готовы учиться и нанимать сотрудников из других секторов.

Несмотря на опасения по поводу инфляции и виднеющиеся на горизонте тучи рецессии, пока спрос на рынке труда достаточно высок, и в целом есть ощущение того, что эта тенденция продолжится. Например, улучшение настроений на танкерном рынке начало стимулировать спрос и повышать активность в этом секторе, то есть речь идет о повторении ситуации, которая в течение последних нескольких лет наблюдается в секторе сухогрузов.

Тем не менее, нужно помнить, что единственная постоянная вещь, которая характеризует рынок труда в течение последних трех лет – это его крайнее непостоянство. В процессе поиска новых кадров сегодня компаниям нужно быть готовыми к тому, что, возможно, чтобы привлечь нужного кандидата, придется предложить ему более высокую заработную плату, чем планировалось изначально. Однако переоценка методов работы, мотивация, инвестирование в кадры, их профессиональный и личностный рост – гораздо более устойчивый и эффективный подход к удержанию кадров.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: многие компании сегодня обращают больше внимания на то, в каких условиях трудятся их сотрудники не только на берегу, но и в море. В частности, немало членов экипажей в связи с пандемией получили возможность воспользоваться более доступной связью на борту, постепенно расширяется круг вариантов для проведения досуга. Однако это только малая часть того, что можно сделать, и важно, чтобы компании продолжали улучшать условия труда на борту.

По материалам Splash247, фотография – ИМО

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх