06.09.2022

Maersk уходит из российских портов

Крупнейший мировой контейнерный оператор Maersk расстался со своей долей в российских портах: входящая в состав компании APM Terminals (APMT) продала свои 30,75% в Global Ports уже владеющей долей такого же размера группе «Дело». Об этом стало известно 29 августа. В APMT отметили, что больше у компании нет ни активов, ни бизнеса в России.

Условия покупки не раскрываются, сообщается только, что сделка заключена на рыночных условиях и включает возможность для APMT вернуться в будущем к совместному бизнесу с группой «Дело». Ей еще предстоит согласование с госорганами РФ. «Мы рады, что завершили сделку по плану и в сотрудничестве с нашим долгосрочным партнером «Дело», что позволяет осуществить упорядоченный выход из Global Ports в соответствии с нашим решением о прекращении бизнеса в России», – цитирует APMT своего гендиректора Кита Свендсена.

Сейчас Global Ports – крупнейший оператор контейнерных терминалов в России – управляет четырьмя терминалами на Балтике и одним на Дальнем Востоке. По итогам первого полугодия контейнерооборот компании сократился на 22,6%, до 611 тысяч TEU. Скорректированная EBITDA (прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) выросла на 28%, до $145,6 млн, при этом группа отразила чистый убыток в $400,7 млн, поскольку произвела обесценение своих активов на Балтике на $521 млн.

Отмечается, что APMT вошла в капитал Global Ports задолго до группы «Дело» – в 2012 году, когда портовой компанией владела группа «Н-Транс». Стоимость доли при покупке оценивалась в $860 млн. С тех пор бизнес Global Ports расширился – в частности, в 2013 году она купила своего конкурента, Национальную контейнерную компанию, владеющую терминалами на 1,7 млн TEU перерабатывающей мощности. Вложения APMT были прибыльными: доходы Global Ports росли. Только по итогам 2021 года чистая прибыль Global Ports увеличилась в три раза, до $144 млн, контейнерооборот – на 2,8%, до 1,58 млн TEU.

Однако после начала спецоперации на Украине Maersk начала сворачивать бизнес в России. Еще в марте APMT объявила о начале выхода из капитала Global Ports. В начале августа глава Maersk Сорен Скоу подтверждал, что группа ведет переговоры о продаже своего российского бизнеса.

Этим путем пошел и ряд других иностранных компаний. Еще 13 апреля Дмитрий Паньков, гендиректор группы «Дело», отмечал: «В настоящий момент мы видим, что из примерно 20 основных международных (контейнерных) линий, которые присутствовали в России, ушли 14. И эти 14 линий контролировали около 70-80% грузооборота».

В свою очередь ГК «Дело» купила 30,75% Global Ports у «Н-Транс» в 2018 году, став наряду с APMT ключевым акционером и добавив ее порты на Балтике и Дальнем Востоке к своим южным терминалам. В 2019 году ГК «Дело» приобрела контроль в крупнейшем контейнерном операторе страны «Трансконтейнер», а потом выкупила его целиком. Вдобавок к этому недавно компания обзавелась судоходным дивизионом, купив Сахалинское морское пароходство (SASCO). Вошедший в 2019 году в капитал «Дела» c 30% акций «Росатом» в начале августа увеличил свою долю в группе, доведя ее до 49%.

В связи с новыми приобретениями глава информационно-консалтингового агентства «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что ГК «Дело» сейчас превращается в национального контейнерного игрока. По его мнению, с учетом того, что «Росатом» не играет доминирующую роль в операционной деятельности компании, она представляет собой образец эффективного государственно-частного партнерства, имеющего комфортный уровень господдержки, чтобы осуществлять масштабные сделки, такие как выкуп акций APMT, и участвовать в реализации ключевых государственных задач, в частности, развитии Севморпути и замещении иностранных игроков в мультимодальной контейнерной логистике.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в настоящий момент морская отрасль в России претерпевает значительные изменения. Очень важно, чтобы они проходили без урона для простых работников, на что должны обратить особое внимание как сами компании, представленные в этой сфере, так и государство.

По материалам kommersant.ru

↑ 

Наверх