29.08.2022

Обращения из-за запрета схода на берег «обогнали» долги по зарплате

В свете продолжающейся третий год пандемии коронавируса получить в некоторых странах разрешение на увольнение на берег – до сих пор настоящая проблема: экипажи вынуждены оставаться на борту судна длительное время, не имея возможности сменить обстановку, посмотреть окрестности, купить какие-то мелочи и просто отдохнуть. Тем временем в Конвенции о труде в морском судоходстве говорится, что «морякам предоставляется увольнение на берег для обеспечения их здоровья и благополучия, а также с учетом оперативных требований занимаемой ими должности». В той же КТМС поясняется, что «ответственные лица в порту и на борту должны предпринимать все усилия к тому, чтобы содействовать увольнениям на берег, по возможности сразу после прибытия судна в порт». При этом государствам-членам в конвенции дается четкое разъяснение – при определении национальных норм каждая страна «должна принимать во внимание опасность, связанную с усталостью моряков, особенно тех из них, в функции которых входит обеспечение безопасности плавания и безопасной эксплуатации судна».

Несмотря на это, например, российский экипаж т/х «Анадырь» (ИМО 8711253, флаг РФ) провел на борту 11 месяцев, находясь в китайском порту Циньхуандао на судоремонтном заводе без единого шанса на увольнение. По решению местных властей, из-за коронавируса в стране запрещен сход на берег запрещен, также невозможна репатриация иностранцев. 

Однако в том числе благодаря участию Российского профсоюза моряков скоро члены экипажа будут дома – «Анадырь» уже идет во Владивосток. 

Крик о помощи 

Как рассказал председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский, 18 августа в профком по электронной почте пришло письмо от капитана т/х «Анадырь»: по его словам, судно находилось на судоремонтном заводе в Китае с октября 2021 года. 

Капитан писал, что в связи с ограниченным количеством топлива дизель-генератор запускается только для приготовления завтрака и обеда. В остальное время электроэнергия отсутствует: и даже несмотря на адскую жару, кондиционеры на судне не работают. 

На момент получения письма так продолжалось уже трое суток. Моряки просили о помощи: помимо проблем с электричеством к концу подходили запасы питьевой воды и продуктов. 

Но больше всего капитана беспокоило другое – в письме он отмечал, что экипаж устал от изоляции и находится на грани нервного срыва. Судовладелец – Чукотская торговая компания (ЧТК) – не смогла организовать смену из-за ограничений и национального запрета на репатриацию иностранцев.

Ситуация контролируется 

– Рассмотрев обращение, мы связались с капитаном порта Владивосток, куда судно должно было следовать из Китая, и установили связь с должностным лицом компании ЧТК. Специалист по морской безопасности подтвердил, что ситуация контролируется судовладельцем, страховым обществом «Ингосстрах» и Генконсульством РФ в Пекине, – объяснил Петр Осичанский.  

К тому же представитель ЧТК добавил, что ожидается подход танкера-бункеровщика с 64 тоннами дизельного топлива для «Анадыря». 

– Действительно, через несколько дней мы получили подтверждение, что топливо доставлено и судно идет во Владивосток, – говорит председатель профкома. 

Он также подчеркнул, что в последнее время в его практике случаев, связанных с запретом схода на берег или организацией своевременной репатриации, становится больше, чем обращений из-за задолженности по заработной плате, что традиционно всегда считалось проблемой номер один в отрасли. Это, как отметил Петр Осичанский, тревожный сигнал и повод для беспокойства.  

– Уму непостижимо, что люди провели 11 месяцев на борту судна без права на сход на берег! –  сказал он. 

Соблюдать КТМС

В Российском профсоюзе моряков убеждены: морские власти должны соблюдать право членов экипажей на увольнение на берег при принятии мер в связи с той или иной экстренной ситуацией. Не раз отмечалось, что возможность сойти на берег является основным фактором, влияющим на физическое и психическое здоровье моряка, а смена обстановки снижает риск переутомления. 

– Увольнение на берег – это важная часть жизни в рейсе, ведь моряки в течение долгих недель и месяцев находятся в неестественных для человека условиях, по сути – закрытом пространстве, покинуть которое просто так, при первом желании, невозможно, – отмечают в РПСМ. – Поэтому нельзя говорить об адекватном моральном состоянии и благополучии работников. Государства и судовладельцы обязаны делать все возможное, чтобы обеспечить редкую для членов экипажей опцию сменить обстановку и набраться сил. 

Фото vesselfinder.com


↑ 

Наверх