15.08.2022

Зачем ученым исследовать Северный морской путь

Северный морской путь – стратегически важное направление для России. Он короче пути из Европы в Азию через Суэцкий канал и потому привлекателен для торговли. Но чтобы по нему могли ходить современные большие суда, нужно сделать это направление полностью безопасным. Именно над этим сейчас работают гидрографы Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.

Северный морской путь (СМП) существует уже давно: маршруты, по которым суда могут пройти от Карских ворот до Берингова пролива, проложили еще в прошлые века. Но они рассчитаны на борта с небольшой (до 7 метров) осадкой. Время же не стоит на месте, технологии меняются – изучение акватории Севморпути необходимо продолжать.

СМП считается стратегически важным, поскольку решает несколько значимых для страны задач. Первая – доставка грузов для постоянных жителей Крайнего Севера: суда так называемого «северного завоза» следуют по СМП. Обратно они идут тоже груженые, но уже товарами, на которые богат Север: лесом и пушниной. По данным полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, озвученным в апреле 2022 года, ежегодно в рамках «северного завоза» перевозят примерно 2 млн тонн продукции, необходимой населению северных регионов.

Вторая задача Севморпути – транзит. Путь из Европы в Юго-Восточную Азию через Арктику значительно более короткий, чем маршрут, проходящий через Суэцкий канал. Дорога через северные моря привлекательна для тех, кто занимается торговым судоходством, в котором всегда ищут новые возможности доставки. При обеспечении должной безопасности плавания Севморпуть вероятнее всего станет востребованным не только у отечественных, но и у зарубежных коммерсантов.

Третья важнейшая задача, которой может помочь реализоваться СМП – транспортировка полезных ископаемых, найденных в Арктике. За время изучения региона там были обнаружены большие залежи углеводородов и редких металлов – например, никеля. И это в корне изменило подход к Севморпути: если прежде по нему передвигались сравнительно небольшие суда, то вывоз ресурсов потребовал совсем других объемов. Так по СМП пошли крупнотоннажные борта с большой осадкой: например, огромный газовоз «Кристоф де Маржери» компании «Совкомфлот». Он способен за один раз перевезти такой объем голубого топлива, которого хватит на обеспечение целого города-миллионника в течение 7 месяцев.

Акватория СМП мелководна – глубины 13-20 метров могут встретиться в сотнях миль от берега. Поэтому практически каждый камень на дне становится опасным для глубоко сидящего в воде судна.

 «В 2012 году был принят закон о Северном морском пути, и там было заявлено, что его акватория – а это уже район, а не тоненькая ниточка «тропинок» – должна быть безопасной для навигации, – рассказывает декан арктического факультета ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Андрей Афонин. – Севморпуть состоялся в виде маршрутов, но теперь возникло желание превратить его площадь в пути, безопасные в том числе и для больших судов. Это стало очередным направлением исследований гидрографов».

Однако кроме прокладывания новых маршрутов, необходимо было решить одну важнейшую задачу – сделать Севморпуть круглогодичным. В навигации до недавнего времени были жесткие ограничения, которые формировались ледовыми условиями. С осени и до поздней весны СМП замирал. Это было допустимо, когда основной задачей была доставка продукции для жителей Крайнего Севера – с ней справлялись в период летней навигации. Но транспортировать полезные ископаемые нужно без перерыва.

Сейчас в западном направлении Севморпуть используется круглый год. Но везти полезные ископаемые, например, в Индокитай и Юго-Восточную Азию удобнее, если идти на восток. Поэтому недавно ученые ГУМРФ провели исследования, задача которых заключалась в оценке возможности вывоза углеводородов на восток. Так началась работа по изучению восточного сектора Арктики, который в перспективе станет доступен круглогодично.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что развитие важных морских путей – это значимая задача для отрасли и страны, которая способствует движению вперед российского судоходства. В целом же СМП давно находится в зоне пристального внимания профсоюза.

Так, председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков во время подписания Соглашения о сотрудничестве между Общероссийским профессиональным союзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, РПСМ и Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, прошедшего в 2021 году, отметил: «Наша основная задача сегодня – это защита национального морского рынка труда, сохранение и увеличение рабочих мест для российских моряков, занятых в Арктике на разведке, добыче и транспортировке углеводородов. В настоящее время ситуация такова, что все больше иностранных судов с иностранными экипажами на борту получают разрешение на работу в каботаже и вовлекаются в процесс транспортировки по Северному морскому пути, что, с нашей точки зрения, совершенно недопустимо. Это противоречит принятой стратегии развития Северного морского пути (СМП), согласно которой перевозка добытых углеводородов должна осуществляться на судах российских владельцев, построенных в нашей стране, с российскими экипажами на борту. Я уверен, что сотрудничество трех крупнейших национальных профсоюзов в рамках реализации государственной программы по развитию Арктической зоны и СМП позволит переломить ситуацию: мы будем добиваться, чтобы в этой стратегически важной экономической зоне трудились исключительно российские моряки».

Источник – газета «Фонтанка», фотография – Википедия

↑ 

Наверх