15.08.2022

Моряк – 2050

Сектор морских перевозок стремительно меняется. Учитывая скорость цифровизации, естественно предположить, что работа и потребности тружеников флота будут отличаться от сегодняшних. Из доклада мирового лидера в области мобильной спутниковой связи Inmarsat «Справедливое будущее для моряков» (A fair future for seafarers), моряк – 2050, вероятно, будет работать в составе малочисленных экипажей, гораздо больше взаимодействовать с береговыми офисами и службами, а трудиться – на судах с высоким уровнем автоматизации по новым торговым маршрутам, которые изменятся вслед за демографической картиной.

Торговый флот 

Если не произойдет резкого изменения темпов утилизации и обновления мирового флота, разумно предположить, что в 2050 году моряки в основном будут заняты на судах, которые построят в 2030 году, то есть всего через 8 лет. По этой причине судовладельцам станет выгоднее комплектовать флот эксплуатационно-ремонтными экипажами, особенно на дальних рейсах. 

Принимая во внимание темпы отказа от старого флота и постройки новых судов, вероятнее всего, к 2050 году все еще будет разный уровень автоматизации.

Работа 

Однако как ни крути, она изменит многие аспекты жизни моряков в море, часть из них – к лучшему. 

Профессия моряка всегда считалась опасной. В период с 2003 по 2012 год у моряков было в 21,6 раза больше шансов погибнуть в результате несчастных случаев на рабочем месте, чем у работников других отраслей на берегу. Поскольку автоматизация освободит тружеников флота от выполнения монотонных, грязных и опасных дел – от несения вахты до проверки танков – они смогут сосредоточиться на более безопасных и интересных задачах. 

В будущем же работа в море может стать трамплином к престижной карьере на берегу. Когда моряки решат закончить карьеру, то обнаружат, что их знания и навыки очень востребованы на берегу, например, в контрольно-диспетчерских пунктах. 

Учитывая большое количество вакансий на суше, возможно, морякам больше не придется выбирать между семьей и карьерой.

Межличностное общение

Быстро думать, координировать и решать – вот что главным образом потребуется от моряка в 2050 году. 

Поэтому член экипажа должен будет уметь критически мыслить; добросовестно работать в команде; вовремя справляться с задачами; развивать когнитивные способности – извлекать уроки из собственного опыта и учиться на них; эффективно разрешать конфликты; уметь сосредотачиваться на людях, а не на цифрах; беседовать, а не проводить собрания; заботиться о психическом здоровье; распознавать эмоции и их влияние как на себя, так и на других. 

Обучение

Будущее, безусловно, принесет новые технологии и требования, поэтому морякам, которые уже трудятся на флоте, необходимо соответствующим образом адаптироваться, чтобы не отставать от темпов новой эпохи. Так, например, ожидается, что тренажеры-симуляторы станут более совершенными, увеличится количество областей, где их можно использовать для обучения. Геймификация, при которой образовательная деятельность строится по типу компьютерной игры, приобретет особую популярность. Также будет востребовано индивидуальное обучение. Это означает, что сам процесс и экзамены адаптируют под конкретного человека, поскольку способности у всех людей разные, и не может быть единого метода, подходящего всем. Развитию навыков уделят повышенное внимание: с внедрением технологий, цифровизации и автоматизации обязанности моряков на борту поменяются от управления судном до управления системой, которая движет судном. Закономерно, что изменятся и требования к квалификации моряков. Так, базовое образование сдвинется в сторону модели, объединяющей естественные науки, технологии, инженерные предметы и математику (STEM).

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: каким бы не выглядело судоходство будущего и какие бы требования не предъявлялись к специалистам, необходимо помнить о том, что наряду с внедрением новых инициатив для моряков должны создаваться хорошие условия труда – сопоставимые с их образованием и опытом, загруженностью и ответственностью. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото ИМО


↑ 

Наверх