РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Специальный трехсторонний комитет Международной организации
труда (МОТ) по Конвенции о труде в морском судоходстве опубликовал новое
заявление, в котором призвал представителей отрасли – государства флага, порта,
страны происхождения моряков, судовладельцев, членов экипажей – быть проактивными в вопросах предотвращения
дискриминации, физического и психического насилия на борту судов, чтобы
труженики флота могли работать в безопасных условиях. «Учитывая глобальный
характер судоходства, очень важно, чтобы моряки получили такую защиту», – отмечается
в появившемся на сайте МОТ сообщении.
Должностные лица комитета отмечают, что на сегодняшний день существует
нормативная база, которая должна обеспечивать безопасное рабочее место для всех
членов экипажей, в частности, сама Конвенция 2016 года о труде в морском
судоходстве (КТМС) и Конвенция № 190 об искоренении насилия и домогательств в
сфере труда 2019 года, а также фундаментальные принципы, входящие в другие
международные стандарты, включая
Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий (№ 111).
КТМС предназначена для обеспечения максимально широкой
приемлемости среди стран, судовладельцев и моряков, приверженных принципам
достойного труда. Ее применение контролируется МОТ, основной мандат которой –
содействовать обеспечению достойных условий труда, поэтому нормы конвенции должны
соблюдаться.
Отмечается, что первый пункт Правила 4.3 КТМС гласит:
«Каждое государство-член обеспечивает, чтобы выполнялись требования охраны и
гигиены труда моряков на судах, плавающих под его флагом, и чтобы моряки жили,
работали и проходили подготовку на борту судна в безопасных
санитарно-гигиенических условиях».
Должностные лица комитета также подчеркивают, что
государства флага имеют четко определенные обязанности и обязательства в
отношении условий труда, найма экипажа и социальных вопросах на судах под их
флагом согласно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS, статья 94).
Страны, которые ратифицировали КТМС, обязались обеспечить,
чтобы трудовые и социальные права моряков, обозначенные в Статье IV, были
полностью имплементированы в соответствии с требованиями Конвенции, и, в
частности, сделать так, чтобы каждый моряк имел право на безопасное и надежное
рабочее место, которое соответствует стандартам безопасности.
Напомним, что Статья IV КТМС содержит следующие нормы:
1. Каждый моряк имеет право на безопасное и надежное рабочее
место, которое соответствует нормам безопасности.
2. Каждый моряк имеет право на справедливые условия
занятости.
3. Каждый моряк имеет право на достойные условия труда и
жизни на борту судна.
4. Каждый моряк имеет право на охрану здоровья, медицинское
обслуживание, социально-бытовое обслуживание и на другие формы социальной защиты.
5. Каждое государство-член обеспечивает, в пределах своей
юрисдикции, полную реализацию трудовых и социальных прав моряков, изложенных в
предыдущих пунктах настоящей статьи, в соответствии с требованиями настоящей
Конвенции. Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, то такая
реализация прав может быть достигнута на основе национального законодательства
или нормативных правовых актов, посредством применимых коллективных соглашений,
с помощью практической деятельности или иных мер.
Помимо прочего государства-члены обязаны обеспечить членов
экипажей доступной конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб и
предоставления сообщений, которая позволит им докладывать о любых нарушениях их
основополагающих прав, перечисленных в Статье III, в соответствии со статьей V (Обязанности,
связанные с применением и обеспечением выполнения) и соответствующих положений
КТМС.
«Чтобы помочь членам МОТ удостовериться, что моряки получают
защиту, о которой говорится в КТМС, Специальный трехсторонний комитет указывает
на необходимость принять во внимание последнюю версию Руководства по
искоренению домогательств и издевательств на борту судов, совместно опубликованного
Международной палатой судоходства и Международной федерацией транспортников,
как это предусмотрено в Руководящем принципе
B.4.3.1 КТМС», – отмечается в заявлении.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что дискриминация по любому признаку, издевательства и притеснения недопустимы
на борту судов. Поэтому члены экипажей должны тщательно следить за собственным
поведением и по возможности предотвращать подобные действия со стороны коллег,
а судовладельцы – проводить на своем флоте политику пресечения любых проявлений
психологического или физического насилия. Только совместными усилиями можно
сделать атмосферу на судне комфортной и безопасной для всех.
По материалам МОТ
Наверх