02.08.2022

Точная отчетность о предаварийных ситуациях повысит безопасность на море

Система управления предаварийными ситуациями в морской отрасли является одним из наиболее ценных инструментов повышения безопасности на судах. Однако согласно опросу 2020 года, в котором приняли участие 250 респондентов, отчетность о предаварийных ситуациях, вероятно, недостаточно корректна. Пожалуй, самым важным результатом исследования стало то, что 95,5% моряков считают, что о предаварийных ситуациях следует сообщать, но только 38,5% это делают. Это говорит о существовании факторов, препятствующих тому, чтобы члены экипажей докладывали о возникших проблемах.

Препятствия для сообщений 

Стыд: для многих признать факт предаварийной ситуации – это практически то же самое, что расписаться в собственной некомпетентности. 

Возраст: труднее всего мотивировать сообщать о каких-то внештатных событиях на борту возрастных моряков. 

Нехватка времени: если бы у капитана и старпома была возможность больше времени проводить с рядовым составом, то могла бы повыситься осведомленность в вопросах культуры безопасности.

Лень: нередко моряки сразу действуют и не составляют никаких официальных отчетов.

Игнорирование сообщений о предаварийных ситуациях: если офицер или капитан не обращают внимания на сведения, которые им сообщает матрос, то последний через некоторое время перестанет о чем-либо докладывать.

«На моем судне все в порядке»: это довольно распространенное заблуждение моряков. 

Интерпретация правил: нет четкого определения предаварийных ситуаций, а значит, нет уверенности в том, о чем нужно сообщать, а о чем – нет.

Как добиться точной отчетности

Целенаправленная политика. Если компания не будет стимулировать моряков сообщать о предаварийных ситуациях, то маловероятно, что они начнут это делать. Судовладельцам полезно демонстрировать заинтересованность в этом вопросе, например, выделять необходимые ресурсы для отчетности, своевременно решать проблемы, связанные со сбором данных, если такие возникают.

Обратная связь. Не секрет: когда сотрудники не получают обратной связи по своим отчетам, они разочаровываются и считают, что система бесполезна. Тех, кто сообщает о предаварийных ситуациях, следует активнее привлекать к поиску способов устранения проблем в будущем, спрашивать их мнение об устранении причин. Это дает сотрудникам ощущение причастности, значимости и компетентности, а также помогает находить действительно эффективные способы повышения безопасности. Обмен мнениями в ходе регулярных совещаний по безопасности может стать эффективным способом реагирования на данные о предаварийных ситуациях. 

Отказ от поиска виновных. Важная часть политики отказа от поиска виновных состоит в том, чтобы не умалять значение сообщений работников об инцидентах. Крайне важно понимать, что цель таких сообщений состоит в том, чтобы учиться на ошибках, ведь все их делают. Такую культуру необходимо поддерживать как на корпоративном уровне, так и на судах.

Коммуникация. Стиль общения капитана и других офицеров оказывает заметное влияние на то, как складываются коммуникации на борту. Формальное общение и неформальные беседы также играют роль в формировании эффективного взаимодействия.  

Осведомленность и заинтересованность. Повышение осведомленности о вопросах безопасности не только способствует распространению практики сообщений об инцидентах, но и в целом повышает уровень безопасности на борту. Если члены экипажа плохо ориентируются в этих вопросах, то они, например, могут расценить опасную ситуацию как обычный рабочий момент, и вряд ли сообщат о ней или попытаются принять меры, чтобы предотвратить повторение в будущем.

Обучение. Оно необходимо, например, для того, чтобы моряки четко различали, какие ситуации являются предаварийными или аварийными, и о каких из них необходимо сообщать, а также для ознакомления с системой отчетности и повышения осведомленности о важности сообщений об инцидентах.

Простая система. Форма отчета не должна быть чрезмерно сложной или трудоемкой и занимать много времени для заполнения. 

Анонимность. Если в компании проводится политика отказа от поиска виновных, то сотрудники не должны бояться называть себя при сообщении о каких-то инцидентах. Тем не менее полезно предусмотреть возможность анонимной передачи сообщений, чтобы ситуации, о которых моряк по какой-то причине не захотел заявить открыто, не остались незамеченными. 

Способы предотвращения

Чтобы предотвратить предаварийную ситуацию, нужно соблюдать осторожность и внимательность во время работы и передвижения по судну и правила по технике безопасности: использовать правильные средства индивидуальной защиты (СИЗ); при обнаружении опасности на борту немедленно сообщать об этом членам комсостава; участвовать в профподготовке по технике безопасности и использовать полученную информацию и приобретенные навыки. 

Отдельно стоит сказать о праве на приостановление работ – ППР возлагает на членов экипажа ответственность и обязанность вмешиваться и прекращать работу, если они становятся свидетелями небезопасных действий или ситуаций, которые могут привести к несчастному случаю или аварии. 

Несмотря на то, что теоретически все моряки, независимо от должности, имеют ППР, на практике это не всегда так. Существует много причин, по которым члены экипажей не пользуются этим правом. Так, они видят, что другие бездействуют; думают, что неправильно поняли ситуацию; боятся привлечь внимание к небезопасной ситуации; считают, что не имеют на это полномочий; не хотят ошибиться и тем самым усугубить ситуацию. 

Чтобы укрепить уверенность коллег в своих действиях, моряки на руководящих должностях должны подавать пример и предпринимать действия, чтобы отменить, приостановить или остановить опасные действия; стимулировать обращения за помощью и решать проблемы сообща; всегда поддерживать тех, кто из-за опасений принял решение замедлить темп, сделать паузу или остановиться; поощрять за инициативу и бдительность тех, кто воспользовался ППР, даже если особых причин для беспокойства не было.

В Российском профсоюзе моряков напоминают: для членов экипажей безопасность должна стоять на первом месте. Поэтому прежде чем приступить к выполнению работ на судне, морякам нужно все тщательно проанализировать. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Sergio Ferrazzano


↑ 

Наверх