12.03.2021

Справедливый транспорт – все еще цель, а не реальность

К такому выводу пришли ключевые представители морской отрасли в ходе организованной Европейской федерацией транспортников (ЕФТ) дискуссии об устойчивости и будущем транспортной сферы. По их мнению, добиться этой цели можно только с помощью коллективных действий, которые поддержат смену парадигмы.

Сегодня же, по словам спикеров, сектор полон безоглядной и слепой конкуренции, которая привела к либерализации, ослаблению государственного контроля и социальному демпингу.  Пандемия усугубила существующие проблемы и сделала тяжелые условия труда в некоторых отраслях более очевидными. Ярким примером этого является кризис смены экипажей, из-за которого огромное число моряков застряло на судах по всему миру. Кроме того, с трудностями столкнулись работники сферы доставки, чье здоровье в пандемию постоянно подвергается риску. Стала очевидной хрупкость сферы авиации.

Интересы работников в отрасли учитываются редко. «Мы устали от тех, кто хочет преподать нам урок о том, как работает транспорт! –  заявила генеральный секретарь ЕФТ Ливия Спера. – Хватит решений, которые игнорируют трудящихся. Никто не знает лучше, чем наши члены, что транспортная политика направлена не на интересы работников, и будущее выглядит не лучше».

В дальнейшей беседе участники пытались найти пути к преодолению существующих трудностей и тех, которые только ждут впереди. Решения предлагались разные: коллективные переговоры, политические инструменты, ежедневные действия профсоюзов, ставящие под вопрос существующие практики. Однако постоянно повторялась одна ключевая мысль: поистине устойчивое будущее отрасли и справедливый транспорт никогда не станут реальностью, если интересы работников этой сферы не будут учитываться при разработке политики и стратегий, ведь именно трудящиеся приводят в движение сектор. Многие участники дискуссии сошлись на том, что ключевым инструментом достижения этого определенно являются социальный диалог и коллективные переговоры.

Педро Нуно Сантос, министр инфраструктуры и жилищного строительства Португалии, подчеркнул необходимость отказаться от одержимости конкуренцией, дерегуляцией и либерализацией, которые на протяжении последних десятилетий влияли на транспортную политику. Депутат Европейского парламента Карима Делли добавила, что нужно развить сильные, общие и, что самое главное, обязательные стандарты, чтобы исключить демпинг. Социальные и экологические нормы являются ключевыми для благополучия работников и общества в целом, поэтому ради достижения реальных изменений они должны быть императивными.

Все присутствующие согласились, что создать будущее, в котором условия труда в транспортном секторе будут справедливыми – это непростая задача, которая требует большой политической готовности всех сторон. Работники могут играть в этом большую роль: никто лучше них не знает реальное положение дел, и именно они могут дать ценные рекомендации о том, как улучшить сектор. В конце концов, сотрудничество и солидарность могут помочь решить проблемы и разработать политику, в которой будут учитываться социальные аспекты.

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что именно члены экипажей являются движущей силой морской отрасли, поэтому их интересы должны учитываться в первую очередь. Однако сегодня в большинстве случаев этого не происходит. Этим во многом объясняется то, что решение создавшегося в отрасли кризиса смены экипажей настолько затянулось. Поэтому РПСМ полностью согласен с тем, что политика стран должна в большей мере учитывать интересы простых работников транспортной сферы, а не руководствоваться только интересами бизнеса.

По материалам ЕФТ

↑ 

Наверх