22.01.2021

Смена экипажей и невыплата зарплаты – основные проблемы

Дальневосточная региональная организация РПСМ подвела итоги деятельности за 2020 год. В адрес организации  за это время поступили 7 обращений от экипажей судов и 18 обращений непосредственно от моряков:  одни не могли списаться с судна по окончании срока контракта, другие своевременно не получали  заработную плату и компенсации за причиненный здоровью вред.

В 2020 году  морякам и членам их семей было возвращено более одного миллиона долларов США невыплаченной заработной и компенсаций (для сравнения, в 2019 году выплачено 830 тысяч долларов). Более 100 моряков вступили в ряды РПСМ. Таким образом общее количество моряков, стоящих на учете в ДВРО РПСМ на конец 2020 года, составило 5955 человек, это с учетом вышедших из рядов РПСМ моряков по разным обстоятельствам,  включая наступление пенсионного возраста.

ДВРО провела переговоры, итогом которых стало подписание коллективных договоров на 2021-2022 годы с судоходными компаниями «Находка танкер», «Трансойл», Петропавлоск- Камчатской судоходной компанией.

– Большая работа была проделана  по оказанию помощи морякам, брошенным в иностранных портах без выплаченной заработной платы, – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. –  Благодаря помощи Следственного управления на транспорте, транспортных прокуратур Находки и Петропавловска-Камчатки экипаж судна «Николай Солодчук» был репатриирован  из порта Уолфиш-Бей в Намибии . Все моряки вернулись в Россию с полностью выплаченной заработной платой в сумме более 20 миллионов рублей. Невыплата заработной платы также стала поводом для задержания т/х «Порт Мэй» и Sungari с участием инспекторов государственного портового контроля в Находке и Пусане, Южная Корея.

Однако не всегда после обращения моряков в профсоюз судовладелец шел навстречу в разрешении трудового спора, как это произошло, например, с экипажем т/х «Астроном».

– Экипаж обратился к нам за помощью в получении заработной платы, – рассказывает Николай Суханов. –  После вмешательства прокуратуры города Находка свои деньги моряки получили. Но судовладелец не согласился с таким решением и подал иск в суд – якобы выплаты сделаны незаконно. Моряки снова пришли в профсоюз и в результате большой работы, проделанной           нашим юристом, суд не согласился с требованиями  судовладельца.

К, сожалению, 202о год не обошелся без смертей и тяжелых несчастных случаев с моряками, которые привели к непригодности для дальнейшей работы в море. Расследования по ним продолжается, по их завершении  будут определены суммы компенсационных выплат.

– Очень нам помогает защищать законные права российских моряков Дальневосточная транспортная прокуратура,  мы подписали соглашение о сотрудничестве в июне 2020 года. Оно позволяет более оперативно решать проблемы моряков, которые возникают у них при стоянках судов в Дальневосточных портах и задержках в выплате заработной платы.

Пандемия коронавируса, безусловно, внесла очень большие коррективы в работу профсоюза. Вопрос смены экипажей остается, пожалуй, самой главной проблемой прошлого года и, скорее всего, останется основной задачей года текущего. Моряки находятся в рейса дольше сроков своих контрактов, не могут вернуться своевременно домой, поскольку обычный процесс ротации экипажей нарушен по всему миру. Усугубляет ситуацию отсутствие возможности сойти в портах на берег, как это было до пандемии,  и что самое страшное – члены экипажей сильно ограничены в получении медицинской помощи.

– В связи с эпидемией многие страны резко ограничили возможность въезда и выезда из страны, что очень сильно отразилось на регулярности своевременной смены экипажей судов. Более 400 тысяч моряков по всему не могли получить своевременную замену, после окончания деятельности контракта и продолжают работать на судах более 6-11 месяцев,  – поясняет Н. Суханов. – В связи с этим большая часть времени работы организации в 2020 году уходила на решении вопросов с судоходными компаниями по замене моряков. Вместе с Международной федерацией  транспортных рабочих   Российский профсоюз моряков добивался внимания правительств стран к проблеме кризиса смены экипажей. Результаты этой деятельности налицо:  тысячи моряков в этой сложной ситуации все-таки смогли получить замену и вернуться  к своим семьям, однако многие моряки все еще продолжаю работать без замены.

Пандемия также привела к  резкому ограничению посещения судов в портах Находки и Восточный. Вместо запланированных 80  инспекторы ДВРО РПСМ побывали только на 15 судах. В случае отсутствия коллективного договора с МФТ на судах под удобными флагами судовладельцам направлялись нотисы о необходимости заключения таких договоров.

– Встречи с моряками, ответы на наболевшие вопросы, решение проблем, возникающих у моряков в период трудовой деятельности, предоставление морякам свежих газет и журналов на борту судов, все это способствовало укреплению доверия к профсоюзу и появлению желания у моряков вступить в ряды морских профсоюзов, – говорит лидер ДВРО РПСМ.

↑ 

Наверх