30.10.2019

«Нужно стремиться не к сокращению моряков, а введению минимального безопасного состава экипажа». ЧАСТЬ I

Международная федерация транспортников повысит эффективность своей работы в Международной морской организации для защиты прав и интересов плавсостава. К такому решению пришли представители морских профсоюзов – членских организаций МФТ – в ходе заседания Комитета по безопасности мореплавания (КБМ МФТ). Также участники обсудили грядущий переход на автоматизированные технологии, влияние человеческого фактора на безопасность мореплавания, пересмотр  Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), ревизию Международной конвенции о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДНВ-Р), минимальный безопасный состав экипажа судна и другие вопросы.

В работе КБМ МФТ принимают участие эксперты, которых МФТ регулярно направляет на заседания Комитетов и Подкомитетов Международной морской организации. Российский профсоюз моряков представлял директор Института дополнительного профессионального образования (ДПО), начальник Морского УТЦ ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, член РПСМ Сергей Айзинов. 

Нормативная база будет готова через 15 лет

Политике МФТ в области автономного судоходства или эксплуатации безэкипажных судов (MASS-ships) сегодня уделяется особое внимание. В федерации понимают, что внедрение новых технологий неизбежно. Однако встает вопрос, что произойдет с моряками и как защитить права работников отрасли, которая стоит на пороге революции. Вполне вероятно, что на судах их знания больше не понадобятся, если все будет происходить и выглядеть так, как рассказал Сергей Айзинов на примере строящегося норвежского судна «Yara Birkeland». 

На момент старта этот проект являлся первой в мире «от и до» автоматизированной идеей, включая логистику. Его созданием занимается Международная технологическая группа «Kongsberg» при участии ряда других компаний. 

– По задумке, «Yara Birkeland» станет первым автономным судном с экипажем, но на его борту будут работать всего два судоводителя и два механика, – отметил он.  – Так судно проработает два года, а после станет полностью автономно-электрическим с запасным дизельным двигателем. Переходы планируются только в ночное время продолжительностью не более трех часов. Проектом предусмотрена возможность зарядки батарей в порту, а также проведение погрузо-разгрузочных операций. Норвежское судно сможет перевозить 120 контейнеров. Кроме того, для его управления  на берегу будет создан центр по контролю (Multi Control Centre), где как раз понадобятся моряки, хотя, как планируется, только четыре человека. 

Идея строительства «Yara Birkeland» активно поддерживается правительством Норвегии, что говорит о серьезности намерений. 

Закономерно встает вопрос о правовом статусе такого MASS-судна. Дания предлагает классификационным обществам как можно скорее начать устанавливать нормативно-правовые стандарты для автономного судоходства. Однако это все равно долгий процесс. По подсчетам, разработка документов может продлится вплоть до 2030 года, затем понадобится еще 2-3 года на их внедрение. Следовательно, нормативная база для безэкипажных судов ориентировочно появится к 2035 году. 

Это значит, что поколению моряков, которое придет на флот в течение ближайших 15 лет, понадобятся не только классическое образование, но и новые знания и навыки для управления MASS-судами с берега.

– Традиционных знаний будет не достаточно, – добавил С. Айзинов. – В отрасли будут востребованы специалисты, которые знают все о цифровизации, передаче, обмене и защите данных.

ГИСИС – инструмент ИМО

Следует обратить внимание, что несмотря на грядущие изменения, регулировать работу автономного судоходства будет вполне реальная организация – ИМО. Для этой цели Международная морская организация активно внедряет ГИСИС – Глобальную информационно-сбытовую интернет-систему. ИМО закладывает в нее всю информацию о перечне конвенций, резолюций, циркуляров, протоколов и т. д., касающихся MASS-судов. Кроме того, сюда стекаются готовые отчеты государств флага о расследовании аварий на морском транспорте. 

– В ГИСИС можно заложить любую информацию, – подчеркнул С. Айзинов. – Однако есть определенная процедура. Например, если это захочет сделать морской профсоюз, то для начала ее необходимо отослать в адрес секретариата МФТ в ИМО, где примут решение о необходимости и возможности размещения предоставленной информации в ГИСИС. Аналогичным образом можно предложить изменения в документы ИМО. В ГИСИСе также есть функция отслеживания  позиции стран по предложениям ответственных государств флага.


Продолжение следует


↑ 

Наверх