04.06.2019

Речному капитану присудили компенсацию морального вреда за заболевание, вызванное условиями труда

Ленинский районный суд г. Омска вынес решение в пользу капитана речного судна, обратившегося с иском к АО «Омский речной порт» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья работника при исполнении им трудовых обязанностей. Если решение вступит в законную силу и не будет обжаловано, предприятие обязано выплатить моряку 100 000 рублей.

Капитан проработал в компании более 40 лет. Причиной его обращения в суд стало профессиональное заболевание, вызванное неблагоприятными факторами на теплоходе, в частности,  повышенным уровнем шума и вибрации. Суд решил, что хотя работодателем и принимались меры по уменьшению воздействия вредных производственных факторов и улучшению условий труда, их было недостаточно, и согласился с требованиями капитана.

По сути, это прецедент – раньше подобных случаев в судебной практике не было.

– Получается, что любой моряк, работающий под российским флагом, может рассчитывать на компенсацию морального вреда, если медико-социальная экспертиза (МСЭ) подтвердит, что полученная инвалидность связана с выполнением служебных обязанностей на борту, – заметил Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – Вероятность этого очень велика, поскольку судно является объектом повышенной опасности.

Отметим, что на законодательном уровне предусмотрено проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей речных, морских и рыбопромысловых судов. Она подразумевает под собой, в том числе, создание специальной комиссии. В качестве представителей работодателя в состав такого органа в обязательном порядке включается работник службы охраны труда или специалист по охране труда (при наличии), а также могут войти капитан-наставник, механик-наставник, специалист службы кадров и члены экипажа. В свою очередь в качестве представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в нее могут быть включены:  технический инспектор труда, член судового комитета по охране труда, члены экипажа.

Комиссия определяет, насколько вредны условия, в которых работают члены экипажа. В зависимости от ситуации моряки в дальнейшем могут рассчитывать на повышенную заработную плату, более продолжительный период отпуска и иные льготы.

– Никогда прежде члены экипажей не получали компенсацию за моральный вред, – говорит Дмитрий Иванов, юрист Балтийской территориальной организации РПСМ. – Это важный прецедент: фактически получается, что моряк может автоматически требовать возмещения морального вреда на основании заключения МСЭ, подтверждающего получение инвалидности во время выполнения служебных обязанностей. Конечно, решение суда еще может быть обжаловано, однако оно говорит о возможности подобных исходов дел в будущем.

По материалам БТО РПСМ


↑ 

Наверх