24.04.2019

Прежде чем спасать другого – обезопась себя

Береговая охрана США выпустила предупреждение об опасностях входа в закрытые помещения. Причиной послужила недавняя гибель троих моряков на морской передвижной буровой установке.

На борту находилось 10 членов экипажа: они подготавливали установку к транспортировке на предприятие по утилизации судов. Им успешно удалось осушить три из четырех ее опор. Однако система слива балласта в четвертой опоре не работала, так как ранее из нее удалили трубопровод и клапаны. Чтобы продолжить откачивать воду, экипаж оснастил портативный дизельный двигатель насосом, который мог бы обезводить цистерны.

У каждой опоры установки было по шесть палуб. На двух верхних имелись входные люки, позволявшие легко осуществлять перемещение экипажа и оборудования между палубами. На остальные палубы можно было попасть только через небольшие люки, через которые невозможно было доставить переносной насос. Когда балластный танк полностью опустошался, крышка люка на дне танка увеличивалась и насос опускался на следующий уровень.

Когда моряки достигли самого нижнего балластного танка, насос установили так, чтобы его всасывающий шланг был в танке, а сливной шланг был пропущен в специально проделанное отверстие в обшивке опоры. Также моряки сделали небольшое отверстие специально для того, чтобы в помещение попадал воздух. Всего в этой операции участвовало семь членов экипажа – опытных моряков, которые, однако, раньше не работали на буровых установках.

Суперинтендант судна, капитан, буровой мастер, токарь и матрос (AB2) пошли на обеденный перерыв, другому матросу (AB1) и электрику было поручено следить, как проходит операция по обезвоживанию. Никому не сообщив, AB1 спустился в опору, предположительно для того, чтобы проверить работу насоса. Электрик начал беспокоиться, когда не увидел матроса на палубе и сам спустился вниз, где нашел AB1 в бессознательном состоянии рядом с насосом. Там он сам чуть было не задохнулся, однако ему все же удалось покинуть помещение.

Поднявшись на палубу, электрик сообщил о происшествии AB2 и токарю. Второй матрос спустился вниз, чтобы помочь AB1, а токарь поспешил оповестить капитана. После этого капитан, суперинтендант и токарь, не надев никакого защитного оборудования, тоже поспешили на помощь бесчувственному моряку и спустились вниз. Попав в верхнюю часть опоры буровой установки, они увидели, что AB2 потерял сознание одним уровнем выше, чем AB1. В это время от воздействия паров потерял сознание токарь, уже спустившийся на один уровень с AB2. Капитану и суперинтенданту удалось покинуть опору с помощью бурового мастера, который использовал автономный дыхательный аппарат, который остался у него с другого судна. Оба матроса и токарь погибли; капитан и суперинтендант воздушным транспортом были доставлены в больницу и выжили.

Больше всего исследователей обеспокоил тот факт, что и капитан судна, и другие моряки зашли в закрытое пространство без защитного оборудования и автономных дыхательных аппаратов, хотя им было известно, что один из коллег уже пострадал от отравляющих газов. К сожалению, такое поведение в подобных случаях  – не редкость: исследования показывают, что в стрессовых ситуациях, когда люди сосредоточены на каком-нибудь важном действии, они часто упускают самое очевидное – например, что сначала нужно обезопасить себя самого. Сообщается, что примерно 50 процентов смертей в закрытых помещениях приходится на работников, которые пришли на помощь к своим коллегам.

Вывод напрашивается простой: все, кто трудится на буровых установках, независимо от должности, а также береговые работники, судовладельцы и операторы, должны:

– получить необходимый уровень подготовки и знаний о безопасном входе в закрытые помещения судна, в том числе и о действиях в чрезвычайных ситуациях;

– убедиться в том, что члены экипажа регулярно проходят повторное обучение и участвуют  в учениях на борту;

– убедиться, что на борту есть все необходимое оборудование для безопасного входа в закрытые помещения и спасания;

– понимать опасность входа в такие помещения и дополнительно изучить этот вопрос.

– Процедуры входа в закрытые помещения известны морякам, однако часто не соблюдаются,  – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – В стрессовой ситуации, когда в беде коллега, члены экипажа часто забывают о защите и становятся жертвами собственной неосторожности. Для того чтобы этого не случилось, моряки должны досконально знать предписанные в таких случаях действия, чтобы в опасной ситуации не забыть о самом необходимом – обеспечении собственной безопасности. Без этого и сам пострадаешь, и коллеге точно не сможешь помочь.

По материалам safety4sea


↑ 

Наверх