22.04.2019

Охрана труда: разбор ситуации с электротравмой

Несоблюдение правил по охране труда на судне во время работ с электрическим пультом топливоперекачивающего насоса привело к травмированию члена машинной команды. 

Это случилось, когда питание насоса было отключено, и моряк приступил к проверке состояния изоляции клемм с помощью омметра. Как только он коснулся провода прибора клемм подачи электричества к насосу, возникла большая искра, произошел взрыв и повалил черный дым. Расследование показало, что моряк пытался проверить напряжение на клеммах с помощью омметра с настройкой сопротивления (1 ОМ) вместо настройки напряжения (1000В переменного тока): в итоге электрический заряд нашел кратчайший путь через прибор, который взорвался. Также установлено, что потерпевший не использовал изолирующие перчатки, которые могли бы снизить тяжесть травмы. Он получил ожоги лица, шеи и рук. К счастью, ему вовремя оказали первую медицинскую помощь, после чего моряк покинул судно для дальнейшего лечения на берегу. 

Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк проанализировал, какие ошибки допустил член экипажа, и можно ли было их избежать. 

– Причины произошедшего несчастного случая носят организационный характер. Во-первых, в работе использовался прибор, не рассчитанный на высокое напряжение. На нем (в паспорте, сертификате) обязательно указывается допустимое напряжение, при котором он может работать. Во-вторых, моряк пренебрег средством защиты от поражения электротоком: диэлектрическими перчатками с актуальным сроком годности на момент проведения работ. Наконец, формальное проведение инструктажа перед началом выполнения задания и отсутствие контроля за ходом опасных работ со стороны комсостава машинной команды сыграли решающую роль в получении травмы, – считает Е. Хижняк. 

По материалам nautinst.org

↑ 

Наверх