11 апреля в Саутгемптоне (Великобритания) прошла
конференция Международного совета морских работодателей (IMEC) «Человеческий фактор в морской
автоматизации». На мероприятии присутствовали представители различных морских
профсоюзов, в том числе – заместитель председателя Российского
профессионального союза моряков (РПСМ) Вадим Иванов.
Повестка дня охватывала широкий круг вопросов, которые
должны были дать полное представление о роли автоматизации в современном
судоходстве. В первую очередь, на конференции рассмотрели технологические изменения:
эволюцию судового оборудования за последние 70 лет, а также то, что ждет
морские технологии в будущем. Кроме того, участники подчеркнули необходимость
разработки системы правил использования MASS(морских автономных надводных судов –
согласно определению ИМО: судно, которое в разной степени может функционировать
без участия человека).
Также на конференции обсудили обучение и подготовку
моряков в контексте использования на судах современных технологий. Был поднят и
главный вопрос – какой будет судьба членов экипажей в индустрии будущего, какие
последствия автоматизация несет и для судоходства в целом, и для отдельных его
сегментов.
В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) считают,
что в ближайшее время членам экипажей бояться нечего: процесс автоматизации
сложный и достаточно медленный, поэтому есть время к нему подготовиться. Однако
единой картины того, что ждет моряков в будущем, все еще нет: в частности, когда
в прошлом году тема обсуждалась на семинаре Европейской федерации
транспортников (ЕФТ) «Автоматизация на европейских внутренних водных путях» у
участников было больше вопросов, чем ответов. Все еще не ясно, какая
переподготовка потребуется членам экипажей и какие последствия будут иметь
нововведения для судоходства в целом. Известно одно: как бы не менялась
индустрия, ей все так же будут нужны квалифицированные кадры для управления
судами с берега и их обслуживания в портах.