22.03.2019

45 лет назад затонул т/х «Тикси»

Сегодня, 22 марта, исполняется 45 лет со дня гибели в Токийском заливе теплохода «Тикси». Эта трагедия в один момент унесла жизни 45 членов экипажа – молодых мужчин и женщин. В районе крушения судна спасатели нашли 14 тел, сильно поврежденных акулами, поэтому большинство гробов на траурной церемонии во Владивостоке были пустыми. 

Очередной фрахт – работа не ждет

На тот момент т/х «Тикси» являлся одним из самых больших сухогрузных судов Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). Он вышел из Владивостока 11 февраля 1974 года и взял курс на Японию, приняв на борт 185 автомобилей для транспортировки в Австралию. Пока судно совершало переход, «Совфрахт» оперативно искал следующий заказ на перевозку груза для «Тикси». 

В итоге экипаж получил новое задание – доставить из австралийского Фримантла в японский Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11588 тонн длилась четыре дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю.

Во Фримантле советских моряков встречали местные жители. Дети и взрослые общались с членами экипажа.

– Мой муж, дети и я были последними, кто видел экипаж т/х «Тикси», – позднее напишет австралийка Ирена Кваша. – Мы встретились с ними во время их стоянки во Фримантле, они мне очень понравились, я была счастлива встретить настоящих русских ребят. Они были очень любезны и гостеприимны: экипаж оправдывал все мои представления о советских людях и теплоте их сердец. Мы наблюдали за погрузкой талька в воскресенье вечером, и, когда судно отошло от причала Фримантла, поехали на Северный вал к маяку. Моряки были еще на палубе, махали руками, и на прощанье сигналили им передними фарами машины.

Это выдержка из письма секретарю Морфлота от 26 марта 1974 года. Ирена Кваша, жительницы австралийского города, выражала соболезнования семьям моряков и не могла поверить в происходящее. Ирена пишет, что будет помнить их улыбающиеся счастливые лица, шутки, как дарили местной ребятне сувениры и значки и показывали фотографии своих любимых жен и детей, дожидающихся их дома.

Тогда, 11 марта 1974 года, теплоход «Тикси», обогнув Австралию и индонезийские острова, взял курс на Японию. Всего 12 дней хода отделяли их от цели. Но 22 марта, как гром среди ясного неба, от капитана Пряхи пришла внеочередная радиограмма, что судно получило крен 25 градусов. 

Помощи дождаться никто не смог

Ежедневно в 18.30 капитан отчитывался диспетчеру, передавая радиограммой положенные данные: координаты судна, запас топлива и пресной воды, погоду, время, проведенное на ходу за сутки. В тот день капитан Пряха отправил привычное сообщение, не предвещающее беды. Однако спустя всего час радиоцентр пароходства получил следующую радиограмму, внеочередную: «Теплоход «Тикси», 12.30 (московское время – прим. ред.), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре. Широта 32.03 норд, долгота 140.54 ост, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз – руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха».

Как утверждает Владилен Зеленцов в своей статье «А море хранит тайну», которую можно найти на сайте МГУ им. адм. Г. И. Невельского, последним на связь с «Тикси» в 19 часов 55 минут вышел радист теплохода «Минусинск», который уже полным ходом шел к месту ЧП, но до него оставалось еще 205 миль (примерно 380 км).

В рапорте на имя госкомиссии начальник радиостанции «Минусинска» Минько пишет:

«2 марта в 19.03 «Тикси» вызвал нас на тревожной частоте 500 кГц, предложил перейти на рабочую частоту 480 кГц. Сообщил: срочно запишите координаты, находимся в аварийном, угрожающем положении – крен. Выправить не можем, следите за нами. На вопрос – на ходу ли судно, ответил: «Машина крутится, но хода, кажется, нет». В 19.50 мы еще раз связались на 500 и 480. Чувствовалось, что начальник радиостанции на «Тикси» работает нервно или что-то его очень беспокоит. Слышимость была плохая, мешали сильные атмосферные разряды. Договорились перейти на микрофон на частоту 3180 кГц. На этом связь оборвалась. Больше «Тикси» на вызовы не откликался».

В обозначенном месте прибывшие моряки увидели лишь следы кораблекрушения. Поисковые работы велись с моря и воздуха, но спасти никого не удалось. Всего из воды удалось достать останки 14 членов экипажа теплохода «Тикси», они были обглоданы акулами. От остальных ничего не осталось.

– Мой отец Сергей работал на контейнеровозе «Пестово», – рассказывает Михаил Поздняк, сын одного из участников спасательной операции. – В большой шторм пришло сообщение SOS, и они вышли в заданный квадрат. В месте крушения уже кружили японские самолеты и кидали дымовые шашки туда, где обнаруживали останки людей. Здесь же плавали косатки. Они даже выпрыгивали из воды, когда поднимали трупы, и выхватывали куски мяса. 

Страшно представить, что чувствовали близкие членов экипажа, когда они более трех суток ждали результатов поиска.

Андрей Островский в материале «Все они погибли. Все...» (газета «Владивосток» от 19 марта 1999 года) приводит воспоминания Виктора Миськова, бывшего генерального директора ДВМП, который в то время занимал пост и. о. замначальника пароходства по безопасности мореплавания:

«...Это были страшные дни и ночи. У подъезда пароходства постоянно дежурили 2-3 машины скорой помощи, врачи буквально не отходили от женщин, которые провели возле нас эти несколько суток... Мне кажется, в моральном плане мы были не готовы к ЧП такого масштаба. Со времен войны у нас не было подобных трагедий. Да, профессия моряка относится к категории опасных, бывают, к сожалению, потери. Но чтобы вот так – весь экипаж, 45 человек...»


Причины трагедии: ясности до сих пор нет

Есть несколько версий: неправильная укладка груза, неправильно обозначенная грузоподъемность или шторм. Возможно, все эти обстоятельства сложились в одно – вот почему у моряков не осталось шансов.

В газете «Боевая Вахта» №69 (11707) от 23.03.1974 года сообщалось: «В центральных и северо-восточных районах японского острова Хонсю произошло землетрясение. По данным метеорологического управления, в городах Фукусима, Уцуномия, Сэндай и Сиракава зарегистрированы подземные толчки силой до двух баллов принятой в Японии семибалльной шкале. Толчки в один балл отмечались в городах Онахама, Ямагата, Мито и Маэбаси. Эпицентр землетрясения находился в Тихом океане, к востоку от побережья префектуры Фукусима (21-22 марта)».

При этом издание не публикует в марте 1974 года никакой информации о затонувшем теплоходе.

Тальковая руда – весьма редкий груз для советских моряков. При этом очень сложный в укладке. Для перевозки всегда использовались не рудовозы, а обычные грузовые конвенционные суда. До «Тикси» не было ни одного аварийного случая при перевозке талька навалом.

Несколько лет назад «Комсомольская правда» опубликовала интервью с Владимиром Зинченко, вторым помощником капитана погибшего судна «Тикси» («Тайна крушения владивостокского теплохода «Тикси» не раскрыта и спустя 40 лет», автор Кристина Олейник). Он остался жив благодаря счастливой случайности: основной экипаж, членом которого был Владимир, ушел в отпуск, а в рейс ушла дополнительная команда. Моряк высказал предположение, что крен появился из-за смещения груза.

 «Тикси» затонул из-за перегруза на тысячу тонн, – говорит Владимир Владимирович в том же интервью. – В 1967 году, когда судно стояло в Корсакове, в порт прибыла группа владивостокского судоремонтного завода. Они изменили грузовую шкалу и увеличили грузоподъемность на тысячу тонн. В документах расследования дедвейт вместо 12 изначальных – 13 тысяч тонн. Мы тогда возили зерно из Канады, и при погрузке постоянно появлялся крен на 3-4 градуса. Это немного, но сигнал плохой. Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна.

Возможно, действительно экипаж вышел в море с перегрузом. В советское время ради победы в соцсоревнованиях многие шли на уловки. К тому же, был конец отчетного квартала: может быть, команда пошла в шторм ради лучшего результата, не дождавшись, пока море успокоится.

Кроме того, место, где затонул «Тикси» называют Морем Дьявола (другие названия – Треугольник Дьявола, Треугольник Дракона, Тихоокеанский треугольник, Драконов треугольник). Оно считается аномальной зоной. В 1955 году правительство Японии официально признало это загадочное место опасным для судов и самолетов.

Скорбь по «Тикси» в сердцах людей

В Историческом фонде Дальневосточного морского пароходства родственники и друзья погибших моряков – частые посетители. Они приходят к стенду с фотографиями и приносят свежие цветы, подолгу смотрят на экспозицию «Вечной памяти морякам теплохода «Тикси», выполнившим свой долг перед Родиной до конца».

Наталья Демченко, заведующая Историческим фондом ДВМП, много беседует с теми, кто потерял любимых, родных и близких в тот день. Смерть каждого члена экипажа – большая трагедия целой семьи. 22 марта 1974 года море забрало 22 мужей и 25 отцов.

– Я не забуду день похорон моряков, – говорит Наталья Георгиевна. – Тогда была ребенком, но процессия и леденящие душу слезы отчаяния помню, как сейчас. На моих глазах поседела еще молодая женщина. Вдовы кричали и тянули руки к гробам.

Андрей Островский в уже упомянутом материале «Все они погибли. Все...» описывает собственные воспоминания со дня похорон: «Весна 74-го. 8-й класс. Только что началась последняя четверть, апрель, за окном солнце, мы сидим на последнем уроке, учитель с трудом удерживает дисциплину в классе. Вдруг на школу стала надвигаться мощь и скорбь траурной музыки. Переглядываемся, но сидим. Музыка звучит столь пронзительно, что всех классах прерываются уроки, и мы выходим на улицу. Это – Пушкинская. В двухстах метрах от школы, возле нижнего портала фуникулера – дом культуры моряков. Оттуда, нарастая, играет музыка, и оттуда же вверх по изгибу улицы в сторону Морского кладбища начинает движение огромная колонна. Впереди – бесконечная вереница грузовиков, все с опущенными бортами, выстланные судовыми флагами расцвечивания, на каждом из них – по 2 гроба. Более двух десятков тяжелых машин двигаются с точным, будто выверенным по метроному интервалом, а над забитой народом улицей тяжким кошмаром повисает одно лишь слово — «Тикси»...


...Еще через час, когда на Морском кладбище в спешно вырытые могилы опускают одновременно 45 гробов, тишина над замершим городом взрывается душераздирающим ревом — на рейде, у причалов и в доках гудят суда торгового флота, боевые корабли ТОФ, рыбацкие суда, трубы судоремонтных заводов».

Автор Дарья Червова для primamedia.ru

Фото из Исторического фонда ДВМП

↑ 

Наверх