Когда судно «Modulus 2» под флагом РФ зашло в Финляндию,
при инспекции выяснилось, что под русским флагом прячется турецкая компания.
Называется она «Albros», квартирует в Стамбуле и управляет флотом в 50 судов типа «река-море». Из них примерно
четырнадцать прикрываются, как и «Modulus 2», подставным флагом РФ. По правилам
Международной федерации транспортных рабочих (ITF), это называется «двойная
регистрация» и является одним из вариантов удобного флага.
Международные профсоюзы ведут «анти-флажную» кампанию,
бойкотируя такие теплоходы с целью заключения коллективного договора,
улучшающего условия труда и оплаты на борту. Повезло и экипажу «Modulus»: так, с
помощью бойкота грузовых операций финнам удалось добиться заключения
Стандартного договора ITF, и прежняя зарплата моряков из Ростова и Таганрога в
размере 1100 долларов выросла в два с половиной раза.
Разумеется, турецкий судовладелец посчитал это чистой
условностью и уступкой, чтобы вытащить судно, и продолжил платить по-старому.
Экипаж с этим не смирился и послал весточку в профсоюз
моряков в Калининграде. И уже в следующем порту, французском Бресте, инспекция
поднялась на борт и легко выяснила, что условия колдоговора не соблюдается и
моряки не получают обещанного. Тогда инспектор ITF Лаура Таллоннеау задержала
судно и в течение пары часов обеспечила выплату морякам 40 тысяч евро –
задолженности за два месяца срока действия договора.
Вполне возможно, что дальнейшая зарплата по международным
ставкам станет для моряков «Модулуса» проблемой. Судовладельцы с Юга используют
для этого нехитрые способы: двойную бухгалтерию, шантаж или умасливание. Мол,
если хочешь плавать со мной и дальше, верни разницу.
Такие случаи встречаются нередко. Но как бы то ни было,
если моряк будет настаивать на своём, зарплату он получит. И профсоюз ему в
этом поможет.