26.02.2019

Капитанами не рождаются

Сегодня исполняется 111 лет со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического труда, выпускницы Владивостокского морского техникума, доцента, а затем и начальника кафедры «Управление судном» ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского. Анна Ивановна доказала всему миру, что женщинам есть место в судоходной отрасли, и проложила путь для всех современных последовательниц.

Анна Ивановна родилась в 1908 году на станции Океанской под Владивостоком. В начальную школу она пошла в одиннадцать лет, и упущенное из-за гражданской войны время пришлось наверстывать: за год девушка проходила программу двух классов, окончила восьмилетнюю школу всего за шесть лет и подала документы во Владивостокский морской техникум.

Десятилетия спустя она расскажет в книге «На разных морских дорогах»: «Я написала письмо начальнику техникума. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма».

Письмо, по всей видимости, Анна отправила не зря: в 1925 году она смогла поступить на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.

Целеустремленность девушки и ее готовность к любым испытаниям стала очевидной еще тогда: чтобы заработать на жизнь, она ночами трудилась грузчиком в порту наравне со своими однокурсниками. Все из-за того, что в стипендии ей отказали. Несмотря на отличные оценки, Анна считалась «бесперспективной студенткой».

С таким отношением ей приходилось сталкиваться не раз: когда Анна проходила практику, ей пришлось выслушать немало обидных шуток, стерпеть и пренебрежение, и откровенное злорадство со стороны других членов экипажа. Боцман давал девушке самую грязную и тяжёлую работу: оббивать ржавчину, чистить трюм, мыть банки из-под краски. Спорить с этим у нее и мысли не было: «Я понимала, что если откажусь – никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром».

После окончания техникума Анну Щетинину направили в Камчатское пароходство. Там за шесть лет она прошла путь от матроса до капитана, и стала им всего в 27: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской».

Первым её рейсом в новом качестве стал перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку в 1935 году. За границей она произвела фурор: среди моряков всего мира шли горячие споры и даже заключались пари: «А сможет ли эта "леди-капитан" довести судно из Гамбурга к берегам Дальнего Востока?»  

Море часто испытывало Анну на прочность, обрушивало на нее один удар за другим. Так, зимой 1936 года «Чавыча» была затёрта льдами. Пароход дрейфовал в течение одиннадцати суток, и все запасы продовольствия истощились. Моряки сели на жесткий паёк: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу – по 400. Вода тоже была на исходе, весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. В течение одиннадцати суток ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, управляя судном и выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.

В 1943 году Щетинина получила под своё командование пароход «Жан Жорес» 1943 года постройки, переданный Советскому Союзу американцами по программе ленд-лиза. До конца войны она выполняла на нём рейсы в порты Канады и США, загружаясь необходимыми военными припасами и снаряжением. Пароходы серии «Либерти», к которым принадлежал «Жан Жорес», были отличными современными судами, но у них был недостаток – новейшая технология изготовления прочных сварных корпусов не смогла решить проблему продольной прочности: в сильные шторма, нередко случающиеся в этой части океана, суда в буквальном смысле могли развалиться на части.

Такая участь в 1943 году постигла пароход «Валерий Чкалов», который во время плавания в Беринговом море разломился пополам. Тогда «Жан Жорес» под командованием Щетининой принял участие в спасательной операции, и весь экипаж удалось спасти. А буквально полгода спустя эта участь чуть не постигла и судно Щетининой: во время плавания в Аляскинском заливе корпус парохода треснул посередине. От берега «Жан Жорес» отделяло почти 500 миль – помощи ждать было неоткуда. Команде своими силами пришлось спасать судно: по бокам от трещины матросы просверлили отверстия и стянули накрепко две расходящиеся половины корпуса. Шторм удалось переждать, и «Жан Жорес» благополучно дотянул до бухты Акутан, где его ждала плавмастерская. Трещину заварили и предложили возвратить пароход в Америку на ремонт. Но в военное время каждый день был на вес золота. «Дошла с такой трещиной в шторм до Акутана, дойду с долгожданным хлебом до Петропавловска, если повезёт с погодой», – решила Щетинина. И действительно, дошла.

На протяжении Великой Отечественной войны Анна Щетинина эвакуировала людей и переправляла стратегически важные грузы. В 1945 году обеспечивала десантные операции во время войны с Японией. За мужество и мастерство ее наградили медалью «За оборону Ленинграда», орденом Красной Звезды и орденом Ленина.

После войны она продолжила образование, в 1950 году окончила Ленинградское высшее инженерное морском училище. В сентябре 1960 года вернулась во Владивосток, получив назначение доцентом кафедры «Управление судном».

Там она успевала и делиться опытом с будущими судоводителями, и ходить в море. За пятьдесят лет в профессии Анна обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов и совершила кругосветное плавание.

Кроме того, Анна Ивановна вела и огромную общественную деятельность: основала в Приморском отделении Географического общества секцию мореплавания и океанологии, стала председателем Приморского отделения Географического общества, была инициатором создания Клуба капитанов во Владивостоке, депутатом Приморского краевого совета и членом Комитета советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова.

В 1978 году Анне Щетининой была присвоено звание Героя Социалистического Труда и звание Почётного жителя города Владивостока. Её 90-летие отмечала вся страна. И весь город проводил её в последний путь в 1999 году.

По материалам msun.ru

↑ 

Наверх