15.02.2019

Лоцманам – единую государственную службу

К такому выводу пришли участники круглого стола «Обеспечение безопасной проводки судов (газовозов, танкеров и др.) с опасным грузом в акваториях портов и на сложных (в том числе, арктических) маршрутах. Современные угрозы», который прошел на площадке Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина – АНО Центр стратегических оценок и прогнозов. В мероприятии приняли участие специалисты и представители морской отрасли, в том числе первый зампредседателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук, главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов и председатель Межрегионального профсоюза лоцманов (МПСЛ) Владимир Кабанов. 

Среди широкого круга вопросов обсуждалась и тема преобразования системы лоцманского обеспечения в России путем создания единой государственной службы. Сегодня в России по профессии «лоцман» работают около 900 человек – очень узкий круг специалистов, деятельность которых строится по-разному, одни работают в государственных организациях, другие – в частных компаниях. Это  привело к недобросовестной конкуренции между ними. Усугубляет ситуацию несовершенство действующего Положения о морских лоцманах, недостатки и пробелы в регламентации их режима труда и отдыха, а также отсутствие Правил охраны труда морских лоцманов, учитывающих специфику их работы. Все это сказывается на ухудшении  условий труда лоцманов и качестве их подготовки. 

Эксперты, участвующие в круглом столе, сошлись во мнении, что лоцманская служба – элемент комплексной безопасности на море, поэтому появление хорошо организованной системы управления – единственный способ решить правовые перекосы в работе государственных и частных компаний, затрагивающие интересы лоцманов, и повысить навигационную безопасность в акваториях российских портов. Они высказались за принятие проекта ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» в части лоцманской проводки судов, который в настоящее время находится в Министерстве транспорта РФ на доработке. 

Отметим, что Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ), куда входит МПСЛ, неоднократно выражала свою позицию по поводу урегулирования деятельности лоцманов, поскольку вопросы реорганизации в первую очередь затрагивают их социально-трудовые интересы, в том числе право на безопасное рабочее место. По мнению федерации, создание единой государственной службы поможет сформировать компетентный орган за деятельностью лоцманов, ликвидировать конкуренцию среди организаций, направить лоцманский сбор на целевые нужды и защитить право работников на безопасный и достойный труд. 

«Мы полностью поддерживаем идею законного урегулирования лоцманской деятельности и направленный на это законопроект с доработками,  – сказал главный правовой эксперт Российского профсоюза моряков (РПСМ) Валерий Нефедов».

↑ 

Наверх