11.02.2019

«О ходе переговоров мы ничего не знали»

Не так давно все моряки, захваченные пиратами в плен на контейнеровозе «MSC Mandy», вернулись в Россию. Один из них, 36-летний токарь Роман Иванов из Таганрога, подробно рассказал о похищении и своей жизни в пиратском лагере.

Напомним, что вечером 1 января на судно «MSC Mandy», дрейфующее в Гвинейском заливе в 20 милях от берега Бенина, напала группа  пиратов. На борт теплохода поднялись около 10 вооруженных человек, главной целью которых был захват заложников для последующего требования выкупа.

– Я тогда находился в своей каюте, и вдруг услышал незнакомые голоса, – рассказал Роман Иванов. – Снаружи было трое пиратов, которые уже вели нескольких моряков: тех, кто был на вахте или не закрылся в каюте. Забрали и меня. Затем нас отвели на мостик, где было еще четверо захватчиков и другие члены экипажа.

Всех моряков заставили лечь на палубу лицом вниз. Несмотря на то, что никто не оказывал сопротивления, многих членов экипажа били мачете по спине. Чтобы подавить моряков, пираты применяли не только силу: все события разворачивались под непрерывные угрозы нападающих «Убьем! Застрелим!»

Не чурались и обычного грабежа: брали все ценное – деньги, золото и даже технику. Так, Роман остался без золотого кольца, цепочки с крестиком, телефона и жесткого диска.

Из находящихся на мостике моряков пираты выбрали шестерых, которых взяли с собой: в их числе оказался и Роман. Заложников посадили в моторную лодку и накрыли чехлом, чтобы те не имели ни малейшего представления о том, куда их везут.

– Мы плыли долго: всю оставшуюся ночь и следующее утро. Только на следующий день нас привезли к лагерю: это был простой дощатый шалаш в мангровых джунглях. Там нас передали другим людям  – вооруженной охране, которая сопровождала нас уже до конца плена.

В этом лагере моряки провели двое суток. Затем те же охранники на моторной лодке перевезли их к другому «убежищу», в котором пленные пробыли еще один день. И только после этого их перевезли в тот лагерь, в котором они остались до своего освобождения.

– Это были просто два небольших шалаша, сделанные из дерева, полиэтилена, каких-то подручных материалов. Вокруг болото, мангровые джунгли; шалаши полуплавучие, совсем рядом с рекой. Там крабы, какая-то живность. Мы жили в одном из них: на деревянном полу было два матраса, где мы спали вшестером. Сверху висела москитная сетка, которую на ночь опускали, но от комаров это не защищало: мы все были искусаны, – вспоминает Роман Иванов.

Кормили моряков плохо и мало: рисом, лапшой быстрого приготовления, консервами, давали бутилированную воду. Но и с этим скромным питанием случались перебои: бывало, что моряки голодали по три дня.

Все время за пленниками безотрывно следила охрана: бежать было невозможно, да и некуда – вокруг непроходимые джунгли. Охранники курили марихуану, пили самогон и время от времени угрожали морякам  – стреляли в землю и в воздух, но физическое насилие все же не применяли.

О том, что их ждет, пленники имели только самое приблизительное представление:

– Конечно, все мы очень переживали. В самом начале охранники сказали, что убивать и калечить нас они не собираются и будут требовать выкуп у судовладельца. Но о ходе переговоров мы ничего не знали. Просто надеялись, что скоро вернемся домой живыми и здоровыми. О том, что нас отпустят, нам стало известно только за день до этого.

26 января пленников снова погрузили в моторную лодку, накрыли чехлом и повезли к месту, где должна была пройти передача заложников. Здесь их пересадили на прибывшее за ними судно посредников, также накрыли и доставили в довольно крупный нигерийский город, в котором они встретились с переговорщиками и представителями судовладельцев. В течение этого дня моряки прошли медицинское обследование, которое не выявило никаких серьезных заболеваний. Их посадили на самолет и отправили домой.

Сейчас моряки отдыхают и восстанавливают силы после пережитого потрясения. Некоторые из них, по словам Романа Иванова, собираются в будущем снова работать на «MSC Mandy». Для него это был второй рейс на этом судне, и, видимо, последний: «Я в Африку больше не хочу. Собираюсь идти работать к тому же судовладельцу, но только на те суда, которые ходят в Европу».

Роман также рассказал, что судовладелец уже перевел зарплату за месяц, который он провел в плену. Также морякам в ближайшее время выплатят денежное возмещение за те вещи, которые были украдены у них пиратами: после возвращения захваченных членов экипажа все моряки, присутствовавшие на судне во время захвата, составили список похищенного.

Случай с «MSC Mandy» еще раз подтверждает: пиратскому нападению может подвергнуться любое судно, работающее в опасных регионах. Поэтому Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) советует морякам сохранять постоянную бдительность и помнить о собственной защите: обтянуть борт судна колючей проволокой, нести антипиратскую вахту, потушить освещение в темное время суток. Подробные рекомендации о том, как экипаж может обезопасить себя, содержатся в руководстве Международной морской организации (IMO) и «Лучших практиках по противодействию пиратам» (BMP4).

↑ 

Наверх