РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
ТАСС расспросил капитанов «Совкомфлота» об их судах, белых медведях, о том, что нужно для успешной работы в море, и почему они выбрали свою профессию.
Сергей Зыбко: «Был командиром боевой части связи на подводной лодке»
Капитан танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Зыбко – кадровый военный, посвятил морю 35 лет. Служил на подводной лодке командиром боевой части связи, был начальником радиотехнической службы, награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Свою военную карьеру он завершил в январе 1995 года в звании капитана второго ранга. И перешел на работу на флоте гражданском. «Без знания английского языка в торговом флоте работать невозможно. Поэтому я начал изучать английский самостоятельно еще на военной службе», – отметил он. И это сработало: он стал вторым штурманом на норвежском танкере-газовозе. «Было очень трудно, у меня был хронический недосып», – признается Сергей Зыбко. Но уже через пять лет его назначили капитаном.
В 2006 году поступило приглашение на работу от «Совкомфлота». «Решение нужно было принять сразу, за неделю до Нового года. А я тогда только месяц на берегу был после четырехмесячного контракта. Но я согласился», – рассказывает бывший подводник. С осени 2016 года начались ледовые испытания первого в мире ледокольного танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Его капитанами назначили опытных моряков газового флота – Сергея Зыбко и Сергея Геня.
«У меня до этого не было опыта работы в условиях льда,
и я понимал, что это сложный проект. Но, как говорится, глаза боятся, а руки
делают – и мы стали работать», – отмечает Зыбко. Уже в марте 2017 года по
видео-конференц-связи он докладывал президенту РФ Владимиру Путину об успешной
первой швартовке танкера к газовому терминалу в порту Сабетта на Ямале. За
большой вклад в реализацию проекта создания газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей
Зыбко был награжден орденом «За морские заслуги».
«Многие думают, что моряки во время рейса частенько выходят на берег и осматривают достопримечательности. Я иногда посылаю друзьям фотографии с терминалов, где одни грузовые резервуары. Порой это все, что мы видим», – говорит капитан.
Сергей Гень: «Вся моя карьера связана с морем»
Сергей Гень, прежде чем стать капитаном «Кристоф де Маржери»,
прошел все карьерные ступеньки в торговом флоте. «Вся моя работа связана с
компанией «Совкомфлот», куда я пришел на преддипломную практику матросом 22
года назад», – рассказывает капитан. – В 2004 году компания объявила набор
желающих работать на газовозах. И хотя я тогда был старпомом на хорошем новом
танкере, я тоже записался: газовозы мне были интересны. Стажировку проходили
в Англии, в компании Shell, которая тогда являлась лидером в оперировании
такими судами. В должности дублера старшего помощника я отработал там четыре
месяца».
Сергей Гень работал капитаном на «СКФ Полар» и «СКФ Арктик»,
принимал участие в испытаниях танкера-газовоза «Великий Новгород», совершившего
первый коммерческий рейс по перевозке сжиженного природного газа в начале 2014 года.
После трех лет работы на «Великом Новгороде» вместе с Сергеем Зыбко участвовал
в морских, газовых и ледовых испытаниях танкера-газовоза «Кристоф де Маржери».
За большой вклад в реализацию проекта по его созданию был награжден медалью
ордена «За заслуги перед Отечеством»II степени.
По его словам, быть капитаном – значит, отвечать за экипаж,
груз и само судно: «Когда впервые стал капитаном, получил такое напутствие:
"Сергей, когда-то ты должен начинать". Ощущение же при этом было такое,
будто пару мешков цемента на плечи положили. И я с этими "мешками"
ходил месяца три, пока не свыкся с обязанностями».
Сын Сергея в этом году оканчивает школу и тоже планирует связать свою жизнь с морем. «Ему нравится "ковыряться в железках", – добавляет он. – Может, будет механиком. Это тоже мужская работа».
Александр Кушаков: «В каждом рейсе ты должен доказывать свое
мастерство»
В Новороссийском морском пароходстве (входит в группу СКФ)
Александр Кушаков уже 30 лет, из них капитаном – 19.
«В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство и подтверждать,
что ты именно тот, кто нужен. Если допускаешь ошибки или не соответствуешь
требованиям компании – простят раз или два, но третьего раза уже не будет», – говорит он.
За 30 лет на флоте Александр Кушаков многое повидал, не был
только в Японии и Австралии, но истории про пиратов и другие приключения не
любит: «Фрахтователи ждут от нас стабильности и безопасности. Поэтому моя
задача – продумать и сделать так, чтобы никаких историй просто не было. В том
числе при выходе моряков в увольнение. По требованиям компании и в соответствии
с Конвенцией КТМС капитан не должен препятствовать выходу моряков на берег. Но
в США при этом могут такие условия поставить (к примеру, заплатить за услуги охраны),
что вы сами не пойдете», – говорит Александр Кушаков.
Зато для моряков доступен такой бонус, как рыбалка в самых экзотических уголках планеты. Капитан признается, что у него самая лучшая рыбалка была в порту Канады: «Пока все были на берегу, я за пару часов ящик скумбрии натаскал. Причем на голые крючки».
Александр Кутлубаев: «Будущим морякам нужно больше обращать
внимания на теорию»
Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения
добывающих платформ «Федор Ушаков» Александр Кутлубаев с детства
мечтал стать моряком. «Я вырос на Дальнем Востоке, много времени проводил у
моря. Видел в порту большие красивые суда, а друг нашей семьи, в прошлом моряк,
работал на рейдовом буксирчике и иногда брал меня к себе на работу», – рассказывает
он.
После окончания Морского государственного университета во
Владивостоке Александр Кутлубаев девять лет работал в Дальневосточном морском
пароходстве на балкерах и сухогрузах, дослужившись до старпома. А в 2013
году перешел на работу в «Совкомфлот» вторым помощником капитана танкера.
«Опыта работы на танкерах у меня не было, поэтому я и
согласился на понижение в должности. Привлекали перспективы работы в
развивающейся компании с "молодым" флотом, которая на фоне других
судовладельцев, конечно, выделяется. Получил хорошие рекомендации от капитана и
попал в программу подготовки судоводителей для данного типа судов», – говорит
он.
После обучения Александр Кутлубаев пришел старпомом на
ледокольное судно снабжения «Витус Беринг», в 2016 году стал капитаном на
ледокольном снабженце «Алексей Чириков», после чего был направлен на прием ледокольного
судна обеспечения «Федор Ушаков». В ноябре 2017 года во время перехода по
Северному морскому пути (СМП) из Мурманска к месту своей постоянной работы на
шельфе острова Сахалин оно показало превосходные результаты. 4063 км прошли за
восемь суток и 10 часов при средней скорости 10,9 узла. При этом из четырех
двигателей использовались только два, и то процентов на 85.
По мнению капитана, в морском деле теория важна не меньше практических навыков: «Все предметы, которые даются во время обучения, важны для будущей профессии. Но практика и теория должны идти рука об руку», – уверен Александр Кутлубаев.
Вячеслав Гафуров: «Штурман сегодня смотрит больше на
приборы, чем в иллюминатор»
По словам капитана арктического челночного танкера «Штурман
Альбанов» Вячеслава Гафурова, выбор профессии для него был предрешен, ведь
Мурманск, где он провел детство, – портовый город. Морскую карьеру начинал на
рыболовецких судах: «Это была школа жизни, а также морская романтика, которой
сейчас порой не хватает на современных судах. Они оснащены цифровыми
устройствами, но штурман теперь смотрит больше на приборы, чем в окно», – поясняет он.
Работал на танкерах в Мурманском морском пароходстве,
деятельность которого была связана с Арктикой, дослужился до старпома.
«На танкерах типа «Астрахань» мы занимались снабжением
топливом северных территорий от Мурманска до Певека. Выполняли и коммерческие
задачи – например, отгружали нефть в Обской губе до того времени, пока там не
появился терминал», – отмечает капитан.
В «Совкомфлоте» Вячеслав Гафуров около двух лет отработал
старпомом на танкере «Капитан Готский», на «Михаиле Ульянове» стал капитаном.
Затем получил назначение на арктический танкер «Штурман Альбанов».
Арктика для Вячеслава Гафурова – это не просто место работы,
но и источник неповторимых впечатлений о природе Севера. «Однажды шли в большом
караване. Нормальная спокойная ледовая обстановка, ледокол идет по каналу,
затруднений быть не должно. И вдруг приказ с головного ледокола:
"Останавливаемся!" Без объяснения причин. Оказывается, на нашем пути
оказалась медведица с двумя медвежатами, которые нас даже не заметили. Ждали,
ждали, в конце концов, ледокол гуднул, они подпрыгнули от испуга и убежали», – рассказывает
Вячеслав Гафуров.
Наверх