07.09.2018

Пять капитанов

ТАСС расспросил капитанов «Совкомфлота»  об их судах, белых медведях, о том, что нужно для успешной работы в море, и почему они выбрали свою профессию.

Сергей Зыбко:  «Был командиром боевой части связи на подводной лодке»

Капитан танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Зыбко – кадровый военный, посвятил морю 35 лет. Служил на подводной лодке командиром боевой части связи, был начальником радиотехнической службы, награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Свою военную карьеру он завершил в январе 1995 года в звании капитана второго ранга. И перешел на работу на флоте гражданском. «Без знания английского языка в торговом флоте работать невозможно. Поэтому я начал изучать английский самостоятельно еще на военной службе», – отметил он. И это сработало: он стал вторым штурманом на норвежском танкере-газовозе. «Было очень трудно, у меня был хронический недосып», – признается Сергей Зыбко. Но уже через пять лет его назначили капитаном.

В 2006 году поступило приглашение на работу от «Совкомфлота». «Решение нужно было принять сразу, за неделю до Нового года. А я тогда только месяц на берегу был после четырехмесячного контракта. Но я согласился», – рассказывает бывший подводник. С осени 2016 года начались ледовые испытания первого в мире ледокольного танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Его капитанами назначили опытных моряков газового флота  – Сергея Зыбко и Сергея Геня.

«У меня до этого не было опыта работы в условиях льда, и я понимал, что это сложный проект. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают – и мы стали работать», – отмечает Зыбко. Уже в марте 2017 года по видео-конференц-связи он докладывал президенту РФ Владимиру Путину об успешной первой швартовке танкера к газовому терминалу в порту Сабетта на Ямале. За большой вклад в реализацию проекта создания газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Зыбко был награжден орденом «За морские заслуги».

«Многие думают, что моряки во время рейса частенько выходят на берег и осматривают достопримечательности. Я иногда посылаю друзьям фотографии с терминалов, где одни грузовые резервуары. Порой это все, что мы видим», – говорит капитан.



Сергей Гень: «Вся моя карьера связана с морем»

Сергей Гень, прежде чем стать капитаном «Кристоф де Маржери», прошел все карьерные ступеньки в торговом флоте. «Вся моя работа связана с компанией «Совкомфлот», куда я пришел на преддипломную практику матросом 22 года назад», – рассказывает капитан. – В 2004 году компания объявила набор желающих работать на газовозах. И хотя я тогда был старпомом на хорошем новом танкере, я тоже записался: газовозы мне были интересны. Стажировку проходили  в Англии, в компании Shell, которая тогда являлась лидером в оперировании такими судами. В должности дублера старшего помощника я отработал там четыре месяца».

Сергей Гень работал капитаном на «СКФ Полар» и «СКФ Арктик», принимал участие в испытаниях танкера-газовоза «Великий Новгород», совершившего первый коммерческий рейс по перевозке сжиженного природного газа в начале 2014 года. После трех лет работы на «Великом Новгороде» вместе с Сергеем Зыбко участвовал в морских, газовых и ледовых испытаниях танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». За большой вклад в реализацию проекта по его созданию был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»II степени.

По его словам, быть капитаном – значит, отвечать за экипаж, груз и само судно: «Когда впервые стал капитаном, получил такое напутствие: "Сергей, когда-то ты должен начинать". Ощущение же при этом было такое, будто пару мешков цемента на плечи положили. И я с этими "мешками" ходил месяца три, пока не свыкся с обязанностями».

Сын Сергея в этом году оканчивает школу и тоже планирует связать свою жизнь с морем.  «Ему нравится "ковыряться в железках", –  добавляет он. – Может, будет механиком. Это тоже мужская работа».


 

Александр Кушаков: «В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство»

В Новороссийском морском пароходстве (входит в группу СКФ) Александр Кушаков уже 30 лет, из них капитаном  19.

«В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство и подтверждать, что ты именно тот, кто нужен. Если допускаешь ошибки или не соответствуешь требованиям компании  простят раз или два, но третьего раза уже не будет», – говорит он.

За 30 лет на флоте Александр Кушаков многое повидал, не был только в Японии и Австралии, но истории про пиратов и другие приключения не любит: «Фрахтователи ждут от нас стабильности и безопасности. Поэтому моя задача  продумать и сделать так, чтобы никаких историй просто не было. В том числе при выходе моряков в увольнение. По требованиям компании и в соответствии с Конвенцией КТМС капитан не должен препятствовать выходу моряков на берег. Но в США при этом могут такие условия поставить (к примеру, заплатить за услуги охраны), что вы сами не пойдете», – говорит Александр Кушаков.

Зато для моряков доступен такой бонус, как рыбалка в самых экзотических уголках планеты. Капитан признается, что у него самая лучшая рыбалка была в порту Канады: «Пока все были на берегу, я за пару часов ящик скумбрии натаскал. Причем на голые крючки».



Александр Кутлубаев: «Будущим морякам нужно больше обращать внимания на теорию»

Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков» Александр Кутлубаев с детства мечтал стать моряком. «Я вырос на Дальнем Востоке, много времени проводил у моря. Видел в порту большие красивые суда, а друг нашей семьи, в прошлом моряк, работал на рейдовом буксирчике и иногда брал меня к себе на работу», – рассказывает он.

После окончания Морского государственного университета во Владивостоке Александр Кутлубаев девять лет работал в Дальневосточном морском пароходстве на балкерах и сухогрузах, дослужившись до старпома. А в 2013 году  перешел на работу в «Совкомфлот» вторым помощником капитана танкера.

«Опыта работы на танкерах у меня не было, поэтому я и согласился на понижение в должности. Привлекали перспективы работы в развивающейся компании с "молодым" флотом, которая на фоне других судовладельцев, конечно, выделяется. Получил хорошие рекомендации от капитана и попал в программу подготовки судоводителей для данного типа судов», – говорит он.

После обучения Александр Кутлубаев пришел старпомом на ледокольное судно снабжения «Витус Беринг», в 2016 году стал капитаном на ледокольном снабженце «Алексей Чириков», после чего был направлен на прием ледокольного судна обеспечения «Федор Ушаков». В ноябре 2017 года во время перехода по Северному морскому пути (СМП) из Мурманска к месту своей постоянной работы на шельфе острова Сахалин оно показало превосходные результаты. 4063 км прошли за восемь суток и 10 часов при средней скорости 10,9 узла. При этом из четырех двигателей использовались только два, и то процентов на 85.

По мнению капитана, в морском деле теория важна не меньше практических навыков: «Все предметы, которые даются во время обучения, важны для будущей профессии. Но практика и теория должны идти рука об руку», – уверен Александр Кутлубаев.



Вячеслав Гафуров: «Штурман сегодня смотрит больше на приборы, чем в иллюминатор»

По словам капитана арктического челночного танкера «Штурман Альбанов» Вячеслава Гафурова, выбор профессии для него был предрешен, ведь Мурманск, где он провел детство, – портовый город. Морскую карьеру начинал на рыболовецких судах: «Это была школа жизни, а также морская романтика, которой сейчас порой не хватает на современных судах. Они оснащены цифровыми устройствами, но штурман теперь смотрит больше на приборы, чем в окно», – поясняет он.

Работал на танкерах в Мурманском морском пароходстве, деятельность которого была связана с Арктикой, дослужился до старпома.

«На танкерах типа «Астрахань» мы занимались снабжением топливом северных территорий от Мурманска до Певека. Выполняли и коммерческие задачи – например, отгружали нефть в Обской губе до того времени, пока там не появился терминал», – отмечает капитан.

В «Совкомфлоте» Вячеслав Гафуров около двух лет отработал старпомом на танкере «Капитан Готский», на «Михаиле Ульянове» стал капитаном. Затем получил назначение на арктический танкер «Штурман Альбанов».

Арктика для Вячеслава Гафурова – это не просто место работы, но и источник неповторимых впечатлений о природе Севера. «Однажды шли в большом караване. Нормальная спокойная ледовая обстановка, ледокол идет по каналу, затруднений быть не должно. И вдруг приказ с головного ледокола: "Останавливаемся!" Без объяснения причин. Оказывается, на нашем пути оказалась медведица с двумя медвежатами, которые нас даже не заметили. Ждали, ждали, в конце концов, ледокол гуднул, они подпрыгнули от испуга и убежали», – рассказывает Вячеслав Гафуров.



↑ 

Наверх