14.08.2018

Каким моряки видят будущее торгового судоходства?

Правительственные и отраслевые проекты по разработке автономных теплоходов с каждым днем набирают обороты: полностью автономные беспилотные суда активно позиционируются как серьезный прорыв в судоходной отрасли, но насколько судоходная отрасль готова к инновациям? «Морская правда» узнала, что думают о будущем торгового флота действующие моряки, и найдется ли для них место на высокотехнологичных судах.

Александр Дедулов (третий механик):

«Я думаю, судно без экипажа – это миф. Как показывает практика, оно не может работать без человека. Нам вот, например, четвертого механика не хватает! Какими бы новыми и качественными ни были приборы и оборудование, они все равно ломаются. Автоматизация будет «жить» до первой большой аварии. Возьмем ситуацию: теплоход встал где-то посреди открытого океана без экипажа. Группе моряков все равно придется высадиться на него, «привести его в чувство» за короткий срок и вернуть в порт. Я считаю, несколько таких поломок – и судовладельцам не захочется оставлять свой флот без экипажа.

Возможно, в будущем нас ждет еще большее сокращение. И начнут, скорее всего, с рядового состава, однако такой поворот событий тоже несет за собой большие риски. Швартовные операции сами по себе требуют большой внимательности, и потому желательно, чтобы команда привыкла и знала механизмы, с которыми ей приходится иметь дело. Основные же должности на судне останутся на своих местах. Я думаю, в XXI веке профессия моряка будет жить, а что случится дальше – не угадаешь!»

Артем Сидоренко (третий помощник капитана):

«У меня закрадывается мысль, что проблема автономных судов грозит не только моим детям, но уже мне самому. Уж слишком быстро развиваются технологии. Взять, к примеру, автомобильную отрасль и беспилотные машины. Если взглянуть на судоходную индустрию, аналогичный, полностью беспилотный пароход войдет в нашу жизнь еще не скоро. Как палубный офицер, я допускаю, что профессия судоводителя может исчезнуть. Даже палубные операции можно выполнять в драйдоке или во время стоянок в портах. Однако обслуживание в машинном отделении на данный момент пока ничем не заменишь. Механик на судне должен быть.

К тому же, нужно учитывать различные назначения судов. Например, рыболовные траулеры, как правило, не оснащены такими модернизированными технологиями, как торговые суда. Их «трансформация», вероятно, не будет проходить так быстро.

Думаю, до кардинальных перемен у нас еще есть лет 15-20. Я сам из морской династии, и если в будущем мой сын захочет продолжить нашу славную традицию, я бы хотел, чтобы у него была такая возможность».

Виктор Штомпиль (электромеханик):

«Мне приходилось иметь дело с компьютеризированным терминалом в Роттердаме и, конечно же, слышал о прототипах автономных судов. Но вот что я скажу – все, что находится на суше, не подвергается такому же риску, как суда, которые ходят в море. На берегу в случае аварийной ситуации оператор того же терминала может нажать на кнопку, и работа остановится. А еще через несколько минут на место происшествия прибудет помощь. Но если судно находится в океане – о какой помощи идет речь? Морская стихия с ее штормами слишком непредсказуема. Все риски невозможно просчитать.

Пока автоматизированные суда видятся мне какой-то фантастикой. Но, с другой стороны, если бы 10 лет назад мне сказали, что по городам будут ездить электромобили, я бы не поверил! Наиболее вероятный вариант развития событий на ближайшее время – сокращение экипажей, но не думаю, что это возможно полностью лишить судна команды».

Сергей Кудлинский (капитан):

«Могу сказать со всей уверенностью, профессия моряка не умрет никогда. Технологическая составляющая, конечно, двигает отрасль вперед, но думаю, автоматизация судов будет актуальной до первого страшного происшествия. Ноу-хау – это хорошо, но, как показывает практика, мы не должны забывать о дедовских методах на экстренный случай. Без квалифицированного экипажа – никуда!»

Евгений Сапронов (капитан):

«Если говорить о будущем морского флота – я допускаю все возможные варианты. Даже если моряков сократят – они просто перебазируются на берег, ведь все равно понадобятся квалифицированные специалисты, которые смогут дистанционно управлять судном. Уже сегодня штурманы во время несения вахты практически полностью сосредоточены на мониторах радаров и электронных карт, забывая о визуальном наблюдении.

Что до обслуживания механизмов судна и прочего оборудования – в порту на борт будет садиться бригада механиков, которые проверят все системы. Я думаю, легко можно собрать и бригаду, которая сможет вылетать в какую-то точку мира.

Так или иначе, профессия останется, но, возможно, станет сухопутной. Обучение моряков не изменится – понадобится тот же симулятор мостика и машинного отделения, какие есть в каждом тренажерном центре».

Олег Булавин (старший помощник):

«Многие моряки действительно опасаются остаться без работы в ближайшие несколько десятков лет. Я же скептически смотрю на эту проблему и не сильно переживаю по этому поводу. Если трезво оценивать ситуацию, полная автоматизация произойдет еще не скоро. Кроме того, спросите любого механика – машина требует обслуживания и внимания. В прошлом году я получал новое судно, из машинного отделения все время разносились «алармы» по тому или иному поводу. Минимум экипажа должен быть на борту обязательно».

↑ 

Наверх