19.07.2018

Юлия Кашина: «Роль женщин в судоходстве продолжает активно расти»

Весной этого года в состав комитета Международной ассоциации женщин в судоходстве (WISTA) по вопросам гендерной диверсификации вошел первый представитель российского отделения организации – сотрудница Российской национальной перестраховочной компании, тридцатичетырехлетняя Юлия Кашина. Ее кандидатура была утверждена неслучайно: за плечами у Юлии диплом Всероссийской академии внешней торговли и более десяти лет опыта работы в морском страховании, который открыл ей ряд существующих проблем в мировом и российском судоходстве, в том числе проблему гендерной диверсификации, и позволил в свое время присоединиться к российской WISTA. МПВ поговорил с новоиспеченным членом комитета о планах российского представительства WISTA на ближайшее будущее, проблеме запретов на профессии по гендерному признаку и борьбе с притеснениями и насилием на рабочих местах.

МПВ: WISTA – организация, в которую входит более сорока стран. Она объединяет женщин судоходной отрасли на руководящих позициях и обладающих высоким уровнем профессионализма и компетенции. Как Вам удалось стать ее членом, ведь наверняка конкуренция была серьезная?

ЮК: Мою кандидатуру WISTA утвердила на основании нескольких критериев: опыт работы в морской отрасли, степень вовлеченности в вопросы судоходства, а также желание разрешить вопрос гендерной диверсификации в отрасли. Отбор был произведён по результатам эссе.

МПВ: Какую основную цель Вы ставите перед собой, как представитель Ассоциации?

ЮК: Решение присоединиться к WISTA возникло не случайно. Я искренне верю, что добиться реальных изменений в российской и мировой индустрии мы сможем только объединив наши усилия, профессионализм и накопленный опыт. Россия – это страна с огромным потенциалом, ее судоходная отрасль сегодня привлекает все больше женщин, и я лично хочу способствовать продвижению WISTA в нашей стране как всемирной бизнес-сети, объединяющей женщин на руководящих позициях и обладающих высоким уровнем профессионализма и компетенции, потому что уверена, что за этим будущее, которое нужно создавать прямо сейчас.

МПВ: Расскажите о деятельности российского представительства WISTA. В каких направлениях работает организация?

ЮК: Российское подразделение WISTA в настоящий момент активизирует свою работу, и мы планируем дальнейшую интеграцию российских представителей в работу международных комитетов WISTA.

Ассоциация поддерживает молодых специалистов в области судоходства: помогает с трудоустройством, практикует программы наставничества, в прошлом году была учреждена стипендия WISTA на обучение в Insitute of Chartered Shipbrokers, которую получили 10 представителей различных региональных WISTA.

Стоит отметить, что помимо социально направленных задач, мы также ориентированы на развитие бизнес-общения среди членов нашей Ассоциации. Ведь членами WISTA являются представители различных отраслей индустрии судоходства: судоходные компании, фрахтователи, порты, бункеровщики, производители судового оборудования и масел и многие другие.   

МПВ: Какие задачи вы рассматриваете в качестве приоритетных теперь, когда вас выбрали в международный комитет WISTA по вопросам гендерной диверсификации?

ЮК: Морские профессии традиционно принято считать «мужскими», однако наметилась тенденция все большего участия женщин в них. Вопросами равноправного доступа к морским профессиям для женщин и занимается Международная женская ассоциация судоходства и торговли WISTA.

Наша текущая работа имеет важную роль, и я думаю, что мы должны воспользоваться этим успехом. Поэтому вопросы разнообразного участия женщин в нашей отрасли будут оставаться первоочередной нашей задачей в повестке дня.

МПВ: Как по-вашему, изменилось ли отношение к женщинам на флоте за последние годы?

ЮК: Мы видим, как роль женщин в судоходстве продолжает активно расти. Морская отрасль меняется, совершенствуется. Если говорить, например, о работе на судах, то многие процессы уже автоматизированы и не требуют физического участия человека, соответственно, вовлеченность женщин в морские профессии заметно увеличивается.

Достаточно взять в качестве примера машинное отделение. Сейчас есть суда, где двигатели работают без оператора, однако судовые механики по-прежнему нужны на борту. И эти роли могут выполнять женщины. Решения, которые появляются сегодня на рынке судоходства, позволят расширить права и возможности экипажей, и дают большие возможностей для активного участия и развития женщин в рамках морских профессий.

МПВ: Каким образом WISTA планирует и дальше поддерживать женщин на флоте и расширять для них возможности карьерного роста?

ЮК: На региональном уровне мы планируем расширять свое присутствие и в настоящее время находимся в активном поиске кандидатов, которые могли бы войти в состав Совета Директоров WISTA Russia в статусе вице-президента и возглавить подразделения Юга России, Поволжья и Дальнего Востока.

Мы рассчитываем, что расширение нашего регионального присутствия поможет нам сформировать наиболее актуальные задачи именно для российской отрасли, которые мы будем реализовывать как через работу в международной Ассоциации, так и внутри страны.

МПВ: Помимо гендерных проблем отрасли, какие еще вопросы стоят в повестке WISTA?

ЮК: Помимо нашей текущей работы по вопросам гендерной диверсификации можно выделить участие в деятельности Ассоциации по вопросам взаимодействия с Всемирным Университетом, получение статуса консультанта в ИМО, формирование нового международного комитета WISTA по вопросам новых разработок в области диджитализации судоходства. Но все же главное для нас – именно решение гендерных проблем в отралси.

МПВ: К слову о гендерных проблемах: правительство вынесло на обсуждение проект Приказа «Об утверждении перечня производств с вредными и (или) опасными условиями труда, при наличии которых ограничивается применение труда женщин, и перечня работ, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин». Судя по тексту, изменились формулировки документа, но, по факту, запрет на профессии, в том числе и морские, остался в силе. У российского представительства WISTA уже есть замечания по проекту?

ЮК: Основная задача Минтруда по данному вопросу – это защита репродуктивных функций женщин. Определение профессий, которые попадают в данный список, производится на основании комплексных медицинских исследовательских заключений.

На сегодня перечень данных профессий, безусловно, устарел. Современные суда и их машины и оборудования уже не представляют той физической нагрузки как во времена формирования данного перечня. Мы видим своей текущей задачей актуализировать перечень работ, при которых ограничивается применения женского труда в том объеме, в котором нет угрозы репродуктивным функциям.

МПВ: То есть пока речи о полной отмене Перечня не идет?

ЮК: Нас не смущает позиция Минтруда по сохранению запрета именно на те работы, которые по физиологическим и показателям и на основании медицинских исследований могут влиять на репродуктивные функции женщины. Вопрос о выборе профессии женщина принимает в момент поступления в учебное заведение и далее при прохождении практики. Таким образом, мы говорим о девушках в возрасте от 16 лет.

Мы обязательно продолжим работу в направлении актуализации списка, что откроет женщинам России новые профессии, такие как судоводитель и прочие. При этом мы солидарны с позицией Минтруда по сохранению запрета на ряд работ и не видим принципиальности в том, чтобы добиваться отмены данной нормы.

Стоит отметить, что позиция российской WISTA – это выработка консолидированного решения. Мы регулярно расширяем состав членов нашей Ассоциации и вовлеченность российской WISTA в решении отраслевых задача на разных уровнях. 

МПВ: Говоря о других насущных вопросах, нельзя не вспомнить о проблеме притеснений и насилия на рабочих местах. Как в России на сегодняшний день идет работа над продвижением конвенции Международной организации труда (МОТ) о насилии в сфере труда?

ЮК: Это вопрос комплексный и затрагивает не только индустрию судоходства. Работа над конвенцией МОТ будет в числе задач, которые будет решать комитет WISTA по диверсификации и в числе вопросов, которые будут прорабатываться в рамках данного комитета.

План работ ассоциации в данном направлении на 2018 год уже определен и в настоящее время мы формируем рабочую группу в рамках российского представительства WISTA для выработки предложений и координации работы международной WISTA в российском законодательном поле.

МПВ: Есть ли возможность у женщин, работающих в судоходной отрасли, принять активное участие в дальнейшей работе Ассоциации?

ЮК: Да, безусловно. Вы можете направить заявку на наш e-mail: wistarussia@gmail.com, после чего вам вышлют форму для регистрации и ответят на все интересующие вопросы.

↑ 

Наверх