13.07.2018

«Нам с профсоюзом по пути» (часть 2)

Моряки, которым предстоит работать на судах с системой динамического позиционирования, приезжают в Петербург, чтобы пройти курсы в Институте дополнительного профессионального образования (ДПО) ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова. Их решение легко понять: именно здесь действует единственный в России международный аккредитованный центр, где обучают работе с данной системой. О том, как удаётся держать планку качества на высоте и какие направления работы особенно востребованы, рассказал директор Института ДПО Сергей Айзинов.

МПВ: Заказы на обучение поступают только от российских компаний?

СА: Нет. Помимо российских партнёров – «Совкомфлота», «Росморпорта», «Газпрома», его дочерних обществ, «Атомфлота», «Роснефти», у нас есть и зарубежные. Например, нам удалось получить заказы на обучение членов экипажей практически всех операторов проекта Ямал-СПГ: Dynagas, Teekay, Mitsui O.S.K. Lines. Расширение экспортных возможностей вузов – одна из задач, которые ставит перед нами Министерство образования и науки. Работа на международном рынке помогает нам совершенствовать методику и организацию курсов, обязывает нас соответствовать высоким международным стандартам. Чтобы работать с иностранными компаниями, мы получаем международную аккредитацию программ. Так, курсы по полярным водам прошли аккредитацию в японском классификационном обществе ClassNK, а в начале прошлого года – в морской администрации Маршалловых островов. Сейчас мы готовимся к получению признания морской Администрации России. Причём, если требуется, наши инструкторы могут провести выездные занятия. Так, филиппинских рядовых мы обучали прямо у них на родине, в Субик Бэй. А для корейских судоводителей мы организовали практику в Финском заливе. Кстати, зарубежное сотрудничество у нас не только с компаниями, но и с нашими коллегами: инструкторы Института ДПО проводят обучение иностранных преподавателей из Индии, Филиппин, Казахстана, Индонезии, Ирана, с Кипра по целому ряду программ (за исключением тематики Полярного кодекса). Ведь если условный капитан захочет начать работать на берегу, он не сможет просто так взять и стать преподавателем. Управлять судном – это одно, а учить как управлять судном – другое. Для этого существует специальный курс обучения инструктора тренажёрной подготовки в соответствии с требованиями Конвенциями ПДНВ. А инструкторам российских центров нужно ещё учитывать требования нашей национальной морской Администрации, Минтранса.

МПВ: Когда речь заходит о разработке новых программ, принимаются ли во внимание интересы моряков? Ведь они находятсяв системе непрерывного обучения, на которое тратят свои время и деньги, что вызывает у некоторых раздражение.

СА: Да, действительно. Когда мы помогали Минтрансу внедрять Манильские поправки к Конвенции ПДНВ, на основе которых формируются наши курсы, мы обсуждали этот вопрос в том числе и с РПСМ, выступавшим за минимизацию затрат моряков на обучение. Мы прислушались к профсоюзу и провели анализ программ обучения. Должен сказать, что новые типовые курсы, утверждённые Федеральным агентством морского и речного транспорта частично в 2016 году, частично – в 2017-ом, учитывают пожелание моряков и профсоюза. Из программ повышения квалификации исключен ряд компетенций, которые человек может получить на борту судна. Соответственно сократились продолжительность и стоимость обучения, а с ними – расходы моряков. Кроме того, мы активно развиваем обучение с использованием дистанционных технологий. Благодаря поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Минтранса, нам удалось разработать и внедрить три программы дистанционного обучения судоводителей на краткосрочных курсах по продлению дипломов. Для этого была разработана специальная система «Фарватер». Зарегистрировавшись в ней, человек получает пароль и код доступа к контенту курса, который он может пройти дома, на борту судна, где угодно. Предварительное тестирование, как и консультация преподавателя, доступны онлайн. Единственное, что необходимо будет сделать очно – прийти в Институт для итогового экзамена. Это может быть площадка в Петербурге, Архангельске, Мурманске. И, надеюсь, что в этом году мы откроем опорные пункты в Петрозаводске и Москве. Это что касается курсов по теоретическим знаниям. Бывают программы, где нужно проходить подготовку на тренажёрах, тут дистанционным обучением не ограничишься: на занятия придётся прийти в один из наших филиалов. Зато теоретическую часть можно пройти дома или в свободное от занятий время. Так, уже во II квартале 2018 года мы приступим к реализации программ подготовки специалистов по транспортной безопасности, в том числе членов экипажей судов, с использованием дистанционных образовательных технологий. Попросту говоря, учиться, заключать договор и оплачивать обучение можно будет, не выходя из дома или прямо на борту судна.

МПВ: Получается, что теперь российским морякам проще проходить курсы повышения квалификации?

СА: С одной стороны, да, поскольку удалось существенно сократить продолжительность программ переподготовки без потери качества курса. С другой стороны, Манильские поправки ввели новые требования к членам экипажей судов: например, по управлению ресурсами экипажа и лидерским качествам – leadership.Что это значит? Объясню на реальном случае из жизни: несколько лет назад на судне одной из наших партнерских компаний произошла авария, среди причин которой было названо отсутствие лидерских качеств у капитана. Как показало расследование, во время инцидента на мостике находились лоцман, вахтенный помощник и капитан, которые выдвигали разные варианты движения судна. То, что предлагал капитан, было правильным решением, но он не настоял на нём и вместо этого послушался лоцмана. Результат: авария. Этот пример показывает, что человек, руководящий экипажем, должен быть лидером. Это касается не только капитанов, но и старпомов, старших механиков – все они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации. Сейчас вообще тенденция к тому, что всё больше требований к гуманитарным компетенциям и всё меньше – к техническим. Но не нужно забывать, что в каждой стране новые правила реализуют по-своему. Так, страны Балтии ввели курсы «Управление ресурсами ходового мостика» и «Навыки лидерства». Морская администрация России пошла другим путём: просто расширила обычные курсы повышения квалификации комсостава, которые они должны проходить каждые пять лет.

МПВ: Не выражают моряки недовольство в связи с появлением новых требований, а значит – дополнительной нагрузки при обучении?

СА: Ничего такого от моряков мы пока не слышали. Есть разные категории слушателей курсов. Например те, которым просто нужны «корочки». Им важно, чтобы курсы проводились постоянно, чётко и недорого. Здесь мы стараемся совершенствовать организацию работы с клиентом и внедрять дистанционные технологии для сокращения времени и издержек моряков. Вторая категория – те, кто приходит к нам за знаниями и навыками, потому что мы нацелены на качество и эффективность курсов. Для таких физических или юридических лиц мы фокусируемся на высоком качестве проводимых занятий благодаря точечному подбору преподавателей-инструкторов, постоянной модернизации тренажёров и других технических средств обучения, реализации разработанных нами стандартов качества. Работа в этих направлениях позволяет нам быть востребованными.  Но в плане анализа удовлетворенности моряков нашим обучением я полагаюсь на РПСМ: профсоюз – это реальная организация, которая держит руку на пульсе в вопросе интересов членов экипажей. РПСМ отслеживает международные тенденции не только в части реализации требований Международной морской организации, но и Международной организации труда, и как только возникают любые угрозы нарушений прав моряков, профсоюз сообщает об этом во все инстанции. Такая готовность оперативно реагировать на любые возникающие сложности очень важна, поскольку наши выпускники идут на работу не только на суда под российским флагом, но и под иностранными, и им важно быть под защитой надёжной организации. Я и сам стараюсь следить за тем, чтобы интересы моряков соблюдались: дело в том, что я вхожу в делегацию ITF на ряд комитетов и подкомитетов IMO. Существует несколько таких делегаций от различных общественных организаций, ассоциаций и иных негосударственных или межгосударственных объединений, ITF – одна из них. Права голоса при принятии документов у членов делегации нет, но они могут высказывать свои замечания и рекомендации в ходе заседаний органов IMO. Формируются такие «советы» из экспертов, рекомендованных национальными профсоюзами. Меня предложил включить в эту структуру РПСМ, я согласился и теперь помогаю защищать права членов экипажей при внедрении новых международных требований. В этом плане нам с профсоюзом по пути. Я вижу профсоюз как единение людей, связанных друг с другом своим профессиональным выбором, который они сделали когда-то и следуют ему в жизни. На мой взгляд, нашему университету не хватает ячейки РПСМ и её давно пора организовать. Но это уже совсем другая история…

↑ 

Наверх